В ситуации вокруг Ирака наметился сдвиг. Вопрос о направлении в страну инспекторов ООН, почти решен, хотя его и нужно довести до логического завершения: инспекторы должны начать работать без каких бы то ни было предварительных условий, получить самые широкие полномочия, не встречать никаких препятствий в своей работе.
Однако это лишь первый шаг к распутыванию сложнейшего узла проблем. Верить Саддаму нельзя. Поэтому нужно продолжать практически действовать. Не обмениваться ультиматумами, не заниматься уговорами, а активно действовать. Второму этапу действий международного сообщества должна быть посвящена новая резолюция ООН, принятие которой необходимо.
Понятно, что война, гибель мирных людей – абсолютное зло. Нужно сделать максимум возможного для того, чтобы этого избежать, но цели – обеспечения безопасности и смены иракского режима, обязательно достичь.
Смысл новой резолюции ООН, на наш взгляд, – решительная подготовка и осуществление широкого международного военного присутствия в регионе с целью стабилизации ситуации и контроля за ней на всем протяжении длительного переходного периода. Что касается боевых действий, то международные силы, конечно, должны быть готовы и к такому развитию событий.
Надо понимать: особенности диктатора советского типа, которым является Саддам, таковы, что без жесткого, по крайней мере косвенного, силового давления повлиять на него невозможно. Только тогда, когда он поймет, что утрата нефти и власти – это вопрос техники, можно ждать каких-то изменений.
Именно такая стратегия, основанная на решимости и готовности действовать, может предотвратить войну в том прямом и примитивном смысле, о котором сейчас часто идет спор. Классическая формула «Si vis pacem para bellum» в этом случае, к сожалению, актуальна.
Наконец, исключительно важно качественно усилить политическую проработку проблемы. Поскольку это нужно делать одновременно с размещением международных сил, которое продлится 2-3 месяца, время еще есть.
Во-первых, необходимо определить, что будет происходить в Ираке в случае устранения режима Саддама, учитывая противоречия интересов различных сил внутри Ирака, все сложности взаимоотношений между ними. Это вопрос исключительно серьезный.
Во-вторых, нужно постоянно обсуждать иракскую проблему, находя общий язык с такими политиками как Шредер, с Россией, арабским миром, Китаем.
Если речь с ними вести не о банальной войне, а о формировании коалиции международных сил и косвенном давлении на Саддама в сочетании с работой инспекторов и хотя бы какими-то изменениями внутри Ирака, разговор будет продуктивным.
И последнее. Должен быть дан ответ на вопрос о нефти, по поводу распределения которой уже сейчас начинаются конфликты: что кому достанется, что будет происходить на рынках, что будет с ценами.
Только предприняв все эти шаги, можно опять добиться согласия в антитеррористической коалиции и, главное, точно понять, насколько возможны положительные изменения в Ираке, на что пойдет Саддам, насколько он готов к изменениям, какова реально судьба его режима. Надо действовать.