Главная причина российского кризиса – политическая, считает основатель партии «Яблоко», депутат Законодательного Собрания Петербурга Григорий Явлинский. В интервью «АН–онлайн» политик рассказал о взаимосвязи войны на юго-востоке Украины, аннексии Крыма и обвала рубля.

— Григорий Алексеевич, вы еще год назад предупреждали, что экономика России находится в критическом состоянии, и что кризис не за горами. Так и случилось. Падение рубля, которое мы наблюдаем, сегодня для вас стало неожиданностью?

— Кризис мог проявиться по разному. Но так совпали обстоятельства, что на поверхность вышло падение рубля. На самом деле, до какой отметки упадет рубль, в данном случае не так важно. Это как если вы заболеете гриппом, то можно предположить, что у вас температура поднимется до 39 градусов, а может и не подняться. Суть дела в том, что у нас происходит масштабный экономический кризис выражающийся в значительной девальвации, практически почти коллапсе, национальной валюты. Главная причина кризиса — политическая. А лечат его экономическими мерами. Это то же самое, что при больной голове лечить пятки.

— Поднятие Центробанком ключевой ставки до 17% на фоне обвала рубля – это вынужденная мера или агония?

— Во-первых, ставку нельзя повышать в час ночи. Потому что только от этого всем становится понятно, что в правительстве паника. Второе, если вы повышаете процентную ставку так высоко, то вы должны немедленно делать валютные интервенции. Эти процессы должны происходить одновременно, только в этом случае есть надежда, что падение рубля остановится.

— Почему этого не произошло?

— Видимо им Путин не разрешает делать валютные интервенции. Скорее всего, таким образом он пытается сберечь резервы. А только повышения ставки недостаточно.

— Есть ли прямая связь между обвалом национальной валюты, Крымом, рублем и военными действиями на юго–востоке Украины?

— Безусловно, есть. Ведь из-за аннексии Крыма мы получили санкции, которые привели к недоступности иностранных кредитов. Кроме того, произошла такая политическая дестабилизация, что прогнозировать ситуацию стало невозможно. Бизнесу работать стало очень тяжело. Кроме официального давления в форме санкций есть еще давление неофициальное, закулисное. Например, когда западные правительства инвесторам и компаниям не рекомендуют иметь дело с Россией, а наша экономика как система – это периферийный капитализм.

— Как она работает?

— Это капитализм, но периферийного типа, он довольно отсталый с точки зрения прав собственности, судебной системы, законодательства, конкуренции, эффективности и качества госуправления и так далее. В этом смысле наша экономика снабжает развитые страны сырьем и находится на дальней окраине. И если такая периферийная система отрезается от ядра, то начинает разваливаться, загнивать. Для нормального функционирования она должна быть тесно связана с наиболее развитыми экономическими странами мира.

Кроме того, есть еще один фактор обвала рубля, и связан он с падением цены на нефть.

— Почему люди не видят или не хотят видеть взаимосвязи между аннексией Крыма и падением рубля?

— Наверное потому, что многие из них не задумываясь поддержали крымскую эпопею, а теперь им не хочется думать, что развал рубля и рост цен происходит в том числе и из-за них самих.

— Немалую роль в падении цен на нефть сыграла Саудовская Аравия.

— Верно. Я лично считаю, что хотя процесс этот очень сложный и в нем нельзя выявить как определяющую только одну причину, тем не менее, в этот раз в таком драматическом падении цен на нефть также сыграл существенную роль политический фактор.

— Назовите хотя бы основные причины.

— Во-первых, есть определенные естественные механизмы предопределяющие цикличность уровня цен на нефть. Во-вторых, сейчас появилась тема так называемого Исламского государства — Халифата, который осуществляет контрабанду нефти в огромных масштабах – возможно на 5-7 млрд долларов в год. Бывшие спонсоры, такие как Катар, Саудовская Аравия, Кувейт, начали снижать цены на нефть, чтобы защитить свои рынки от контрабанды нефти и тем самым обвалили их. Россия при всем этом могла бы играть очень конструктивную и важную международную роль, если бы грамотно участвовала в противостоянии Исламскому государству. Например, в диалоге с Саудовской Аравией по вопросу о Сирии и т.д. Но этого не случилось, и все это стало фактором падения цен на нефть.

— Недавно вы заявили, что стране необходима смена правительства и предложили в качестве премьер-министра кандидатуру Алексея Кудрина. Но это не решит ситуацию кардинально, скорее, ее успокоит полумерами.

— Согласен. Но я это сделал как знак того, что нужно менять правительство. Нам нужно создать правительство, способное работать в условиях кризиса. По нашему мнению, Алексей Кудрин обладает реальными знаниями как в сложившихся политических решать проблемы девальвации рубля, противостоять безудержной инфляции … Он мог бы стать председателем правительства или первым вице-премьером с особыми политическими полномочиями.

— Как долго продлится кризис?

— Ничего хорошего, во всяком случае, в наступающем году ждать не приходится. Нас ждут тяжелые времена. Оптимистичный сценарий в том, что спад производства составит примерно 4-5 %, а цены поднимутся на 20- 40 % у же в ближайшее время. Коротко говоря, для того, чтобы спасти экономику России от коллапса, необходимо как можно быстрее добиться отмены санкций и попытаться повлиять на решение проблемы цены на нефть. Однако, к сожалению, на своей пресс-конференции Президент не дал ответов на эти самые главные вопросы.

Сокракщенная версия интервью на сайте «Аргументов недели»