Самая болезненная из российских реформ — жилищно-коммунального хозяйства — все увереннее откладывается на «после выборов». Похоже, до того момента в политический ресурс власти укладывается лишь реформирование электроэнергетической отрасли, да и то далеко не в первоначальные сроки и не в первоначальной форме.

То, что законопроекты о реформах энергетики и жилищно-коммунального хозяйства не будут рассмотрены в намеченные сроки, можно считать уже свершившимся фактом. При этом если «электричеством» депутаты, возможно, и будут заниматься в последние недели года и все-таки преподнесут подарок к 10-летию РАО «ЕЭС России» (юбилей будет отмечаться в День энергетика 24 декабря), то сценарий реформы ЖКХ, определенный еще правительством Черномырдина — Чубайса — Немцова, приказал долго жить. Попытка новой власти адаптировать проект к собственной экономической политике успехом не увенчалась: этой весной глава Минэкономразвития Герман Греф был вынужден признать, что активизация реформы ЖКХ «вредна». Однако это не исключает, что Владимир Путин может отдать «подряд» на разработку актуальной версии жилищной реформы кому-то другому.

Реформу электроэнергетики мало кто считает несвоевременной, да и ее механизм уже запущен твердой рукой главы РАО «ЕЭС». Но и в этой сфере президент, по-видимому, настроен прислушиваться к широкому спектру мнений — в том числе и на политическом поле.

Лидер «Яблока» Григорий Явлинский в субботу в интервью телеканалу ТВЦ заявил о том, что Владимир Путин при личной встрече (она состоялась еще 5 ноября. — Ред.) поддержал его предложение отложить энергетические законопроекты «либо на весну, либо на год, либо на два, либо навсегда». Правда, источники газеты «Время новостей» утверждают, что г-н Явлинский несколько вольно интерпретирует слова президента: Владимир Путин посоветовал «яблочникам» отстаивать свою точку зрения, однако не сказал, что он сам думает по этому поводу.

Дебаты относительно реформы энергетики в пятницу велись не только в Кремле и Госдуме, но и в Бостоне на американо-российском инвестиционном симпозиуме. Советник президента Андрей Илларионов (он, кстати, участвовал во встрече Владимира Путина с Григорием Явлинским) посвятил свой доклад критике менеджмента РАО и законопроекта «Об электроэнергетике». Эту атаку один из наших источников связывает с тем, что «определенные силы не заинтересованы в принятии во втором чтении пакета законов, потому и ведут наступление с двух фронтов». В то же время Владимир Путин пока не намерен высказывать свою позицию по этому вопросу — об этом говорит тот факт, утверждает тот же источник, что лидер думской фракции ОВР Вячеслав Володин планировал в пятницу сделать очень жесткое заявление относительно энергетической реформы, однако в последний момент смягчил выступление: «Время покажет, как пойдет доработка законопроектов, — сказал лидер ОВР, отвечая на вопрос о возможности переноса сроков рассмотрения. — Государство должно усилить свои позиции и вернуть утраченное влияние в этой области».

Член правления РАО Андрей Трапезников заявил газете «Время новостей»: «Все действия со стороны гг. Илларионова и Явлинского — это повторение сценария перед первым чтением пакета законопроектов (тогда, в сентябре, было сделано немало заявлений о неэффективности менеджмента Анатолия Чубайса: «Это национальная беда, национальная угроза и национальный позор», — говорил, например, Андрей Илларионов. — Ред.). Скорее всего, такой сценарий, как и в прошлый раз, будет отвергнут». В то же время г-н Трапезников не исключает, что Госдума физически не успеет к 29 ноября рассмотреть более полутора тысяч поправок к энергетическим законопроектам и дата рассмотрения будет смещена на несколько дней.

В «Яблоке» считают, что проводить параллельно реформирование энергетики и системы ЖКХ вообще невозможно. Как заявил вчера газете «Время новостей» член фракции Сергей Митрохин, г-н Явлинский сообщил президенту: «Предлагаемая правительством реформа ЖКХ только повысит тарифы, а сочетание ее с реформой энергетики даст мультипликаторный эффект роста тарифов».

«Яблоко» предлагает сосредоточиться пока на создании в ЖКХ конкурентной среды, обеспечении прозрачности тарифов на услуги, стимулировании создания добровольных объединений граждан — потребителей коммунальных услуг, дифференциации подхода к оплате услуг в регионах. При этом ключевой постулат — недопустимость упразднения любых льгот до замены их компенсациями за счет федерального бюджета.

Предложение г-на Явлинского отложить принятие поправок в закон «О федеральной жилищной политике», видимо, найдет поддержку у депутатов благодаря аргументу «яблочников» о том, что они «против массированного перехода всей страны на 100-процентную оплату коммунальных услуг». «Если мы примем законы в таком сыром виде, то вся работа по бюджету пойдет насмарку, — заявил газете «Время новостей» зампред фракции «Народный депутат» Геннадий Гудков, поддерживающий инициативу фракции г-на Явлинского. — Мы ответственность на себя взяли по бюджету, а из-за скачков тарифов выполнить обязательства не сможем. Зачем людей обманывать?» При этом, как указывают «яблочники», правительство предлагает изыскивать деньги на компенсацию малоимущим слоям населения из региональных бюджетов, но «самое опасное — то, что не делается никаких различий между регионами», говорит г-н Митрохин. По его мнению, «это ударит по депрессивным регионам». Нужно установить компенсационный стандарт не на уровне 22% (т.е. коммунальные платежи должны составлять не более 22% от дохода семьи), предлагаемом сейчас, полагает он, а на уровне 15%.

Госдума же настаивает прежде всего на том, чтобы были сохранены многочисленные льготы (недавно в интервью газете «Время новостей» тогдашний глава Госстроя Анвар Шамузафаров оценил ежегодный объем всех льгот по оплате услуг ЖКХ в 100 млрд руб).

«Однако деньги на льготы, как говорится в правительственном проекте, будут браться из региональных бюджетов, — говорит г-н Гудков. — На сегодняшний день с учетом отдачи долгов региональные бюджеты стали меньше, и они не справятся с возложенными на них обязанностями. Реформу ЖКХ надо четко увязать с источниками финансирования».

Российское ЖКХ, основные фонды которого изношены на 70%, имеет отрицательный финансовый баланс: суммарная кредиторская задолженность составляет сегодня 260 млрд руб., а дебиторская — 170 млрд. Неплатежи в 2001 году составили 60 млрд рублей из предоставленных услуг на 360 млрд. С таким состоянием финансов, считал г-н Шамузафаров, ни о какой конкуренции в сфере предоставления коммунальных услуг речи быть не может. Что по этому поводу думает его преемник — недавно назначенный председателем Госстроя Николай Кошман, доподлинно не известно. В минувший четверг он встречался с Владимиром Путиным, и, возможно, президент обрисовал ему ориентиры развития отрасли.

постоянный адрес статьи: http://www.vremya.ru/cgi-bin/print/2002/212/2/45279.html