Чешская Республика, Прага
Форум 2000* (12 — 15 октября 2014 года)

Одной из фундаментальных основ либеральной демократии является христианство. И это вполне понятно, потому что в центре обеих этих систем находится человек. Поэтому обсуждение темы о связи религии и либеральной демократии вполне оправдано.

К сожалению, современное богословие либо вообще ничего не говорит о политике, либо делает это крайне редко и туманно. Однако так было не всегда. Например, хорошо известно, что был период, когда некоторые епископы, представлявшие линию патриарха Сергия, активно поддерживали советскую власть, а Папа Пий XII не менее активно аргументировал отрицание большевизма и коммунизма. Сейчас такой политической дискуссии среди богословов нет. Потому и нет ответов на вопросы о том, как относится современное богословие к экстремальному либерализму, или как оно оценивает авторитарно-олигархические режимы. Это конечно осложняет обсуждение нашей сегодняшней темы. Поэтому я буду выступать исходя из своих собственных представлений об этом вопросе и собственного опыта, который сложился в течение последних 30 лет.

Я думаю, что построить развитую демократию в атеистической стране крайне затруднительно, если вообще возможно. Речь в данном случае идет не о секулярном обществе, как его понимают сегодня в Европе, а именно об открыто или скрыто атеистическом. В частности, крайне сложно добиться доверия людей в ходе экономических реформ, например, при проведении приватизации в условиях по существу воинствующего атеистического отношения к жизни людей, когда им представляется, что единственная инстанция, перед которой они должны держать отчет в своей жизни, – это полиция. И если удалось обмануть полицию, это означает, что все в порядке. Без личной веры большинства граждан невозможно построить демократию, как её невозможно построить без совести, без персональной ответственности, без того, чтобы говорить правду. Вера и правда очень близки друг другу.

Все эти соображения вытекают из опыта и практики постсоветских реформ.

Меня спрашивают относительно того, как обстоят дела в России в части религии и демократии. Мне вспомнилось такая шутка. Однажды Тэтчер спросила Горбачева как дела. Он ответил: если коротко то «хорошо», а если подробно – то «нехорошо». Примерно так обстоят дела и у нас.

Отвечая на вопрос о связи религии с демократией, нужно сказать, что в России нет демократии, и, я думаю, что очень небольшое число людей можно отнести к настоящим верующим.

Почему так было в советское время – это понятно. А в постсоветское время это связано, в частности, с тем, что реформы не включали в себя осмысление и рефлексию исторического и культурного контекста страны. Из логики и содержания российских постсоветских реформ полностью исключили всякую историко-культурную рефлексию. Не было широкой общественной дискуссии относительно советского периода, сталинизма, его отношения к религии, отношения к церковным служителям, Русской православной церкви. Не было и нет анализа и оценок на государственном уровне.

Христианство – это то, что цивилизационно объединяет Россию с Европой. Это очень древняя и очень важная связь. Но сегодня нельзя не обратить внимание на то, что антиевропейский курс, на который встала Россия в последние 2 года, имеет, например, своим следствием попытки крайне жесткого отделения православия от католичества и протестантизма и даже противопоставления православия иным христианским конфессиям. Президент Путин однажды заявил, что российское православие ближе к традиционному исламу, чем католицизму.

В рамках антиевропейского курса властью сейчас активируются самые реакционные, изоляционистские модели мышления и поведения в религиозной сфере. Это настоящая трагедия для церкви, общества и государства. Негативные процессы усиливаются. Так называемая либеральная интеллигенция, которая критикует реальные недостатки церковного руководства, в своем возмущении переходит разумные границы. При этом церковь просит защиты у властей и получает её. А в ответ ей приходится все дальше идти по пути слияния с властью, с государством.

Русская православная церковь требует умного, глубокого, современного обновления. Это очень важно для будущего нашей страны. И это тот вопрос, в котором абсолютно никто не может нам помочь кроме нас самих. Как и построение демократии, это — важнейшая задача нашего общества.

* «Форум-2000» был основан в 1996 году президентом Чешской республики Вацлавом Гавелом. Основная цель конференции – определить главные проблемы, стоящие перед цивилизацией и найти пути к предотвращению эскалации конфликтов, основой которых выступают религия, культура или этничность. В этом году тема форума звучит так: «Демократия и недовольство: четверть века после «железного занавеса» и площади Тяньаньмэнь».