Уважаемые депутаты!

В связи с рассмотрением Законодательным Собранием Санкт-Петербурга проекта Закона Санкт-Петербурга «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» сообщаю, что подготовлен альтернативный вариант законопроекта, имеющий существенные отличия как от проекта, внесенного Губернатором Санкт-Петербурга, так и от проекта, внесенного депутатом Законодательного Собрания С. Н. Никешиным.

Предлагаемый законопроект способствует активному и эффективному решению вопросов капитального ремонта жилых домов.

Проект закона исходит из того, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (Администрации Санкт- Петербурга) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства, как то предписано постановлением Президиума Верховного суда РФ от 1 августа 2007 года. Президиум отметил, что обязанность собственников жилья по капитальному ремонту жилых помещений возникает только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме.

В представленном законопроекте юридически закреплены положения статьи 16 Закона РФ №1541-1 от 04.07.91 г. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Законопроект впервые устанавливает конкретные способы и механизмы исполнения государственных обязательств по капитальному ремонту за счет средств бюджета Санкт- Петербурга.

Поскольку наиболее затратными для населения являются платежи за тепло и горячее водоснабжение, то обязательства государства по проведению капитального ремонта выполняются прежде всего путем реализации специальных программ по повышению энергетической эффективности и энергосбережению в системах коммунальной инфраструктуры по разделам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Устанавливается, что мероприятия по повышению энергетической эффективности должны реализовываться комплексно: на этапах производства, транспортировки и потребления коммунальных ресурсов (прежде всего тепловой энергии).

Реализация программно-целевого подхода в бюджетной политике Санкт-Петербурга и концентрация средств бюджета на мероприятиях по повышению энергетической эффективности приведет к снижению тарифов и объемов потребленных ресурсов. После реализации мероприятий по энергосбережению размер платы за отопление и горячее водоснабжение снизится на 30-40%.

При этом, однако, наиболее дорогостоящие работы (ремонт фундаментов, замена лифтов, установка энергосберегающего оборудования) предполагается финансировать также за счет средств бюджета. В законопроекте впервые определен перечень работ и услуг, которые финансируются таким образом. В перечень включены мероприятия по повышению энергетической эффективности домов, замене лифтов и ремонту фундаментов с учетом геологических особенностей Санкт-Петербурга, а также выполнение проектных работ.

Сэкономленные гражданами в результате повышения энергетической эффективности и энергосбережения средства будут направлены на оплату услуг по капитальному ремонту. Законопроект создает благоприятные условия для накопления средств, уплаченных жителями многоквартирного дома, на специальных счетах именно этих домов.

Законопроект устанавливает, что размер взноса на капитальный ремонт дифференцируется по типам многоквартирных домов. Кроме того, минимальный размер взносов на капитальный ремонт может быть увеличен только при условии выполнения мероприятий по повышению энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры.

Законопроект определяет очередность проведения капитального ремонта. В качестве одного из основных критериев очередности проведения капитального ремонта установлено выполнение в микрорайоне (квартале) мероприятий по повышению энергетической эффективности и энергосбережению в системах коммунальной инфраструктуры.

В законопроекте сформулирован перечень дополнительных работ по капитальному ремонту (правом утверждать такой перечень наделены субъекты РФ). Предложенный в проекте перечень является наиболее полным и направлен на комплексный капитальный ремонт и энергосбережение.

Законопроект также предусматривает создание гарантийного агентства капитального ремонта, которое будет осуществлять софинансирование процентной ставки по кредиту на капитальный ремонт для домов, в которых открыт индивидуальный счет. Без доступных кредитных программ перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет многоквартирного дома невыгодно. Гарантийное агентство капитального ремонта действует аналогично существующим агентствам по поддержке малого бизнеса.

Законопроект устанавливает дополнительные гарантии прав собственников в случае внесения ими платы за капитальный ремонт на счет регионального оператора. А именно:

— при условии перечисления средств региональному оператору капитального ремонта, сметы, подрядчик и акты выполненных работ согласовываются с жителями в обязательном порядке;

— размер аванса при проведении капитального ремонта не превышает 30%, конкретную сумму определяет собрание собственников, не региональный оператор.

Решение о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете многоквартирного дома вступает в силу через два месяца после направления региональному оператору решения общего собрания.

В предложенном законопроекте существенно расширены полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в сфере капитального ремонта. Также в нем предусмотрено проведение публичных слушаний по проектам нормативно-правовых актов в сфере капитального ремонта.

В состав попечительского совета регионального оператора и гарантийного агентства капитального ремонта предлагается включить представителей общественных организаций.

Принятие проекта закона неудовлетворительного качества, внесенного Администрацией к «дате» и без рассмотрения альтернатив и учета принципиальных замечаний и предложений является контрпродуктивным.

В случае принятия законопроекта о капитальном ремонте, внесенного губернатором Санкт-Петербурга, в ближайшие три года Законодательное Собрание будет вынуждено принимать другой Закон, основанный на изложенных выше принципах.

С уважением,
Депутат,
Руководитель фракции «Яблоко» Г. А. Явлинский