На этой неделе Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло в третьем чтении поправки в закон о бюджетном процессе, разработанные председателем Федерального политического комитета «ЯБЛОКА», экс-депутатом заксобрания Григорием Явлинским. Эти изменения повысят бюджетную дисциплину и эффективность бюджетных расходов в Петербурге. Специалисты считают, что предложения Явлинского могут быть использованы и в законодательстве других регионов.

Фото: пресс-служба заксобрания

Закон был внесен Явлинским в парламент еще в декабре 2015 года. Характерно, что на подачу поправок был отведен необычно большой срок – до 1 июля 2016 года, который затем был продлен до февраля 2017-го.

К документу было подано более 15 изменений. В результате из текста законопроекта было убрано одно из ключевых предложений – об отмене так называемой «поправки БФК», позволяющей непрозрачно распределять 2% городской казны. В «ЯБЛОКЕ» считают, что это норма открывает широкий простор для коррупционных манипуляций при принятии и исполнении бюджета. Однако, парламентарии сочли, что исключение этой нормы противоречит Уставу города.

Примечательно, что большинство поправок к проекту Явлинского готовили депутаты Андрей Васильев из «Единой России» и Максим Яковлев из ЛДПР – председатель и заместитель бюджетно-финансового комитета (БФК) соответственно.

«К сожалению, не всё, что мы хотели, было принято депутатами, тем не менее то, что закон был принят, – большое достижение фракции «ЯБЛОКО» прошлого и нынешнего созывов, закон Явлинского существенно улучшит бюджетный процесс в Санкт-Петербурге», – говорит депутат заксобрания Михаил Амосов.

Амосов отметил, в ходе работы над законопроектом, его положения очень серьезно обсуждались и депутатским корпусом и представителями исполнительной власти, однако «яблочникам» удалось найти аргументы и провести значительную часть предложений Явлинского через парламент.

Несмотря на все корректировки, принятие законопроекта Григория Явлинского сделает бюджетный процесс в Санкт-Петербурге более прозрачным и поможет городу сэкономить значительные средства.

Вместе с тем, по мнению специалистов, ряд норм, предложенных «ЯБЛОКОМ», вполне могли бы лечь в основу аналогичных законопроектов в других регионах. В частности, положение, обязывающее власти публиковать ряд бюджетных документов в Интернете.

«Региональные законодатели по-разному решают задачу обеспечения прозрачности бюджетного процесса, – объясняет юрист Елена Морозова. – Например, незначительное число субъектов внесли на уровне законов или подзаконных актов норму о проведении публичных слушаний по проекту бюджета и годовому отчету о его исполнении. Но наличие института публичных слушаний недостаточно для обеспечения транспарентности бюджетного процесса. Принцип прозрачности, кроме всего прочего, означает обязанность органов власти предоставлять информацию гражданам как о формировании бюджета, так и о ходе его исполнения».

Подготовленный фракцией «ЯБЛОКО» законопроект вводит целый ряд документов, подлежащих публикации в Интернете: от проектов закона о бюджете и его исполнении, до перечня юридических лиц, получивших из бюджета субсидии. Отраженная в них информация позволяет гражданам и общественным организациям, бизнесу и политикам получать представление о реальном состоянии дел в бюджетной сфере.

«Усилия «ЯБЛОКА», с моей точки зрения, могут быть направлены на вовлечение граждан в бюджетный процесс и на создание реальных институтов, обеспечивающих такое участие, – говорит Елена Морозова. – Закон Санкт-Петербурга – серьезная основа для проведения такой работы в других регионах».