В фестивальном дворце на площади Марлен Дитрих сегодня состоится открытие Берлинале, крупнейшего международного кинофорума, десятилетиями ведущего борьбу с Канном и Венецией за первенство в фестивальной тройке. Директор фестиваля Дитер Косслик, пришедший на смену Морицу де Хадельну в 2001 году, как всегда оптимистичен. 373 картины в официальной программе, около 50 площадок, более 700 фильмов в программе молодого, динамично развивающегося берлинского кинорынка, — приведенные на пресс-конференции цифры не могут не впечатлять.

Смущает, пожалуй, лишь одно. При Косслике фестиваль стал отличаться еще большим мейнстримным лоском, и такие приятные сюрпризы, как, например, «Капризное облачко» Цая Мин-ляна, получившее несколько призов пару лет тому назад, случаются в основном конкурсе все реже и реже. Так что есть некоторые сомнения, что все из представленных в конкурсной программе 26 картин вызовут одинаковый энтузиазм у искушенной публики и прессы.

Если сформулировать одной строкой политику отборщиков основного конкурса, можно сказать, что они отдают явное предпочтение немолодым, респектабельным классикам. Двукратный каннский лауреат датчанин Билле Аугуст покажет свою новую картину «До свидания, Бафана». Роберт Де Ниро в очередной раз попробует себя в режиссуре с фильмом «Добрый пастырь» (в прессе уже появился анекдотический вариант перевода названия — «Хороший пастух», но нет, это не об овцах, а о сотруднике спецслужб, которому приходится пойти на нелегкий компромисс со своей совестью). Стивен Содерберг представит «Хорошего немца» со своим любимцем Джорджем Клуни. Хозяева в отличие от прошлых лет, выдвинули в конкурс только одну картину — «Йеллу» Кристиана Петцольда.

Не менее авторитетны представленные в конкурсе французские имена Андре Тешине и Жак Риветт. Кроме того, французам доверили открыть и закрыть фестиваль. Сегодня покажут «Воробышка» Оливье Даана. Для понятности международное название фильма — «Жизнь в розовом цвете», но ценители кино и музыки и так поймут, что это не про воробьев, а про носившую это нежное прозвище Эдит Пиаф. В главной роли — Марион Котийяр из трех серий «Такси» и «Большой рыбы» Тима Бертона. А на закрытии будет демонстрироваться «Ангел» Франсуа Озона, который у нас в России в особых представлениях не нуждается. В главной роли — великая Шарлота Рэмплинг.

На фестивале должны появиться и две звезды англоязычного кинематографа — Джуди Денч и Кейт Бланшетт, сыгравшие в фильме «Заметки об одном скандале» и уже номинированные за свои роли на «Оскара». Возглавит жюри еще один классик — американский режиссер и сценарист Пол Шредер.

Впрочем, не будем торопиться и называть двух главных врагов международного фестивального движения — предсказуемость и скука. В конце концов ни один фестиваль не отказался бы представить у себя такие картины и такие имена. Есть и фильмы, от которых можно ждать сюрпризов: это и две китайские картины «Свадьба Туйи» и «Затерянные в Пекине», по поводу которых разгорается очередной скандал, вызванный жесткими требованиями цензоров, и корейский фильм автора Oldboy’я Пака Чан-Ука с симпатичным названием «Я — киборг, но в этом нет ничего страшного».

Даже если конкурсная программа и не оправдает своих ожиданий, Берлин, как всегда, возьмет великолепно организованными и подобранными внеконкурсными программами — «Форумом» и «Панорамой», на главные хиты которых обычно бывает трудно попасть даже аккредитованным журналистам. Впрочем, чего еще ожидать от столицы, где посещаемость, например, художественных выставок может достигать цифры в несколько миллионов человек (семьями они на них ходят, что ли?). В «Панораме» будет представлен и российский фильм — документальный отчет о запрещенном властями московском гей-параде, «Москва. Pride ’06» режиссера Владимира Иванова. А в «Форуме» состоится событие для настоящих знатоков — премьера нового опуса канадского нонконформиста от кинематографа Гая Мэддина. «Клейменый мозг», снятый в привычной для Мэддина эстетике черно-белого немого кино, покажут в Deutsche Opera в сопровождении оркестра и живой Изабеллы Росселини, которая будет комментировать экранные события.

Перед открытием фестиваля Дитер Косслик обрушился с критикой на «фестивали-нувориши» — Рим и Дубай, которые не стесняются заманивать к себе звезд за астрономические гонорары. «Если бы мы позволяли себе платить за приезд на фестиваль, — сказал Косслик, — бюджет мгновенно исчерпался бы, и фестиваль закрылся бы через два с половиной дня». А так, если все пойдет по плану, Берлинале закроют 18 февраля. Ждите репортажей вашего корреспондента.

Оригинал статьи
http://www.vremya.ru/2007/22/10/171122.html