24 МАРТА. Corriere della Serra.

Ренцо Чианфанелли

В России подходит к концу предвыборная кампания. По сравнению с избирательной кампанией 1996 года, завершившейся избранием президентом страны Бориса Ельцина, и, прежде всего, по сравнению с исключительно агрессивной и «грязной» кампанией по избранию депутатов в Государственную Думу, соревнование 11 кандидатов (12-й кандидат Евгений Савостьянов, либерал первой волны, отказался от участия в выборах в пользу реформатора Явлинского) обречено завершиться без эмоций — более чем вероятной победой Владимира Путина.

Григорий Явлинский — единственный кандидат, который, несмотря ни на что, продолжает бороться. Профессиональный экономист, в молодости занимавшийся боксом, любит повторять: «В политике, как и в боксе, побеждает не тот, кто сильнее, а тот, кому удается устоять на ногах до самого окончания боя».

— Григорий Алексеевич, Вы, конечно же, устоите на ногах до 26 марта, более того, Ваши позиции укрепятся в связи с неожиданной поддержкой, оказанной Вам Савостьяновым и такими реформистами, как Гайдар, Хакамада и Чубайс, которые заявляют о готовности поддержать «Яблоко». Почему Вы уверены в том, что в будущее воскресенье вы опередите кандидата от КПРФ, и что состоится второй тур голосования? — задает вопрос корреспондент газеты.

— Достаточно посетить мой сайт в Интернете, чтобы понять, на чем основывается моя убежденность. Вы были со мной в Нижнем Новгороде. Вы видели, как реагировали студенты университета, рабочие с судоверфей, которых всегда считали «крепостными коммунистов». Я постоянно встречаюсь с людьми и не в первый раз принимаю участие в выборах. Знаю, сколько людей нам звонят, сколько писем мы получаем, знаю о настроениях в регионах и в базовых организациях нашей партии. В связи с этим, у меня складывается впечатление, или, вернее, появляется убежденность в том, что поддержка движения «Яблоко» растет. И это впечатление более надежно, чем результаты любых опросов.

— На протяжении первых 10 лет посткоммунистической России, Вы отказывались от любых предложений вступать в коалицию. Вначале Вы отказались войти в правительство Ельцина, утверждая, что не хотели компрометировать себя сотрудничеством с коррумпированной администрацией, и затем, вы отклонили предложения вступить в союз с реформаторами, Чубайсом, Гайдаром, Кириенко. Что заставляет Вас сейчас изменить курс и говорить о возможности коалиции?

— В результате проведения этих президентских выборов может появиться возможность создания широкого демократического альянса правых сил, как основы будущей крупной партии. Это — конечная цель, и отказ Савостьянова от борьбы, призвавшего голосовать за меня, стал первым шагом. Перед нами стоит задача обогнать коммунистов в первом туре с таким результатом, чтобы состоялся второй тур голосования. Мы хотим создать сильную демократическую коалицию, способную помешать распространению криминальных и автократичных тенденций в российском обществе. Вместе с тем, «Яблоко», вне зависимости от итогов президентских выборов, готово участвовать в новом реформаторском движении, не претендуя на роль лидера. Общими целями должны стать: право избирать и быть избранными, свобода мнений и самовыражения, защита прав человека и частной собственности.

— Одно из правил политики — «никогда не говори «никогда». Вы откажетесь, если Путин предложит Вам пост в правительстве?

— Я не хочу об этом и думать.

— Почему Вы настолько отрицательно относитесь к Путину?

— Я думаю, что Путин представляет собой опасность для российской демократии. Я думаю, что он замаскированный коммунист, человек, осуществляющий политику советскими методами. В действительности, его программа не намного отличается от программ Зюганова и Жириновского. И не случайно, что избранный при поддержке Путина председатель Государственной Думы является коммунистом, также, как и то, что коммунисты и националисты контролируют основные парламентские комиссии.

— А что Вы думаете о Зюганове?

— Зюганов никогда ничего не добьется. Коммунисты правили этой страной в течение 80 лет и довели ее до краха. Они не имеют права подниматься на трибуну и указывать стране, что делать. В Думе все эти годы коммунисты голосовали за законы Ельцина.

— Какие меры необходимо срочно предпринять, чтобы вывести российскую экономику из кризиса?

— Резкое сокращение налогов, большая конкуренция, пересмотр финансового и экономического законодательства, глубокая банковская реформа, защита частной собственности. Военно-промышленный комплекс должен быть реорганизован таким образом, чтобы он был способен обеспечивать основные потребности обороны. Но мы должны всегда помнить, что без демократических преобразований в политике нельзя добиться успехов в экономике, заключает Г.Явлинский.