В минувшие выходные «Яблоко» и СПС провели федеральные советы своих партий. Фактически это означает начало их предвыборных кампаний. И в этой связи самый, пожалуй, интересный вопрос: кто с кем пойдет на выборы.

Как известно, не так давно в «Яблоке» был разработан документ под названием «Платформа-20», или Хартия Новой Демократической Коалиции, призванный сплотить ряды демократов перед выборами. Само собой этот договор приглашает к сотрудничеству все политические движения и партии, которые близки по духу и идеологии Явлинскому и его соратникам. Однако совершенно очевидно, что на этом участке политического поля единственный конкурент «Яблока» — это СПС, и что Григорий Алексеевич хочет выступить в не совсем привычной для себя роли объединителя разрозненных сторонников единой демократической коалиции.

Стоит отметить, что согласно многочисленным опросам общественного мнения на данный момент только Явлинский и может стать реальным лидером правых. За председателя «Яблока» готовы, по некоторым данным, голосовать как минимум в четыре раза больше россиян, чем за лидера СПС Бориса Немцова. Так, во время одного из недавних эфиров на «Эхе Москвы», где присутствовали сопредседатель СПС Ирина Хакамада и зампред «Яблока» Сергей Иваненко, был задан такой вопрос: за кого бы вы проголосовали как за кандидата от демократических сил — за Немцова или Явлинского? За первого отдали свои голоса 20 процентов радиослушателей, за второго — 80 процентов. Весьма примечательно, что г-жа Хакамада согласилась с мнением большинства: «нужно объединяться и выдвигать Явлинского единым кандидатом» — очень неприятная для г-на Немцова неожиданность. Как, впрочем, и последний эфир программы «Итоги» на ТВС также не в пользу «правых».

Напомним, в воскресном выпуске программы Евгения Киселева был задан похожий вопрос относительно поддержки того или иного единого кандидата от демократических сил (разумеется, Явлинского и Немцова). Так вот 95 процентов отдали предпочтения Григорию Явлинскому и только 5 процентов — Борису Немцову. Как это понимать — судите сами.

Словом, у Явлинского появился реальный исторический шанс повысить свой политический вес. Григорий Алексеевич, как бы кто к этому ни относился, вышел с реальным и конкретным предложением. Теперь он фактически стал главным сторонником объединения демократов, а СПС придется обсуждать условия этого объединения. При этом Союз правых сил, следуя коалиционным принципам, должен выступить в том числе и за то, чтобы, например, РАО «ЕЭС России» лишилось телекомпании Ren-TV и других своих непрофильных активов, за иной вариант реформирования российской электроэнергетики и т.п.

Хотя вполне может повториться ситуация прошлой осени, когда следуя тактическим соображениям, СПС на Демсовещании согласился с общей резолюцией по ЖКХ, а затем при голосовании законопроекта в первом же чтении забыл про взятые на себя обязательства и проголосовал так, как это было выгодно «главному эспээсовцу» — Чубайсу. Но как бы там ни было, «правые» вряд ли пойдут на подобные условия. Однако для лидера «Яблока» вполне приемлем поиск общих точек соприкосновения с Ириной Хакамадой, и — в значительной мере — с Борисом Немцовым, как и было им заявлено на заседании федерального совета «Яблока» в минувшую субботу. В конце концов, на сегодняшний день партии уже согласовали около 50 округов, в которых на предстоящих выборах в Госдуму они не будут конкурировать.

И если резюмировать все вышесказанное — на данный момент инициатива целиком и полностью на стороне «Яблока». А вот как распорядится ею Григорий Алексеевич, покажет время.