Уважаемые коллеги и друзья!

Отрадно, что мы с вами имеем возможность обсуждать ключевые проблемы нашей страны. Образование — вот уж действительно вопрос, о котором можно смело сказать: он определит судьбу нашей страны на очень, очень долгое время.

Я хотел бы сказать, что мы поддерживаем правительство по образовательным вопросам и считаем, что оно работает теперь правильно, потому что такие вопросы как реформирование образования являются предметом общественного обсуждения.

Фракция «Яблоко» давно работает над проблемой образования и могу вам доложить, что 5-6 лет назад на обсуждении ровно такого же вопроса такого же масштаба собиралось 10 человек — больше это ни для кого интереса не представляло. Сегодня образование стало вопросом, который затрагивает все общество и поставлен этот вопрос именно так.

Мы поддерживаем, что правительство имеет конкретную программу реформирования образования. Мы считаем, что три основных направления, которые содержатся в программе правительства являются ключевыми. Это приближение содержания образования к реалиям нашей жизни, изменение в самой системе образования, решение экономических проблем образования. Это самые важные элементы.

Мы считаем — об этом уже здесь много говорилось и легко это доказать, что простое увеличение финасирования, если сохранить все как есть сегодня, не приведет к решению проблемы, пустое это занятие, просто выбрасывание денег на ветер. Удивительно, что до сих пор повторяется одно и то же: «мы должны выделить столько то ВВП на то, что есть сегодня». В том виде, в котором у нас сегодня существует система образования это нам не поможет и не изменит ситуацию в принципе. Ресурсы нужно направить на коренное улучшение образования. Конечно, их должно быть значительно больше, и мы поддерживаем и отстаиваем этот тезис. Но смысл это будет иметь только в том случае, если финансирование будет направлено на преобразование системы и содержания образования.

Далее. Много говорится, что реформа — дело сложное не всегда (а уж наша страна это знает лучше других) заканчивается крупными победами. Это тоже правда. Но на самом деле нам ведь нужно реализовать то, что принято в законе “Об образовании”, это трудно назвать какой-то «новой реформой». Полистайте закон. Давайте сделаем, что там записано и принято несколько лет назад. Этого будет более чем достаточно для начала.

Здесь говорят: давайте что-то срочно делать, а что-то, что не очень срочно, отложим. Но давайте сделаем хотя бы простые вещи: школы – юридические лица, финансирование учебных заведений по нормативам, госстандарт, гарантии правительства и государства по отношению к правам граждан. Кстати, это все есть в законе «Об обеспечении конституционных прав граждан на образование», который «Яблоко» внесло в Думу. Если мы пойдем по этому пути, то заложим основу тех принципиальных решений, которые нужны сегодня.

Я хочу с вами поделиться, что я имею в виду.

В чем была особенность нашей системы образования? Наша система образования была исключительно толково, грамотно, я бы даже сказал идеально спроектирована для решения ключевой задачи нашей страны, к которой мы подошли в 30-е годы — перехода от аграрной страны к индустриальной. Это была идеальная система, и она свою задачу выполнила блестяще. И поставила точку, доказав всему миру в 1957 году, когда мы первыми запустили спутник в космос. Но с тех пор прошло сорок с лишним лет. Наша страна стала индустриальной. Сегодня решается задача совсем другая.

Сегодня решается задача о том, как из состояния индустриальной страны перейти к стране, имеющей экономику и общество постиндустриальной страны 21-го века. И система, которая была создана для выполнения совсем другой задачи, не годится. Поэтому нам и нужно сейчас подойти к такой системе, которая обеспечит следующие принципиальные вопросы: свобода личности, конституционное право каждого на образование, максимальное приближение к индивидуализации образовательного процесса, вариативность, чтобы дети могли получать возможность наиболее широкого выбора. Это и есть наши задачи.

Для тех, кто профессионально занимается этой проблемой, могу сказать довольно простую вещь. Посмотрите, как действует механизм образования сегодня. Он основан в значительной степени на безальтернативности, повторении и концентричности изложения материала. К чему это ведет? Он создает навык как результат. Это то, что нужно было для решения тех задач, о которых я говорил. Но он воспитывает послушность мышления и через серьезный устойчивый школьный догматизм приводит к тому, что ученик выходит удоборуководимым человеком. Это смысл системы. При таком результате мы не сможем с вами ничего создать в будущем.

Я хотел бы остановиться в самом конце на практических вещах. Первый практический шаг – мы предлагаем как можно быстрее решить вопрос о переводе армии на контрактную основу. Это чрезвычайно важный для школы вопрос. Средства на это в бюджете сегодня есть — 88 миллиардов рублей не от цен на нефть в бюджете. Это признали, по существу, и правительство, и президент. Сегодня это важнейшая задача всех.

Второе. Закон «Об обеспечении конституционных прав граждан на образование». “Яблоко” внесло этот закон, мы просим вас поправить все, что вы находите нужным и поддержать его. Закон может решить пять основных задач. Первое: создание гибкого государственного образовательного стандарта. Мы против вседозволенности в образовании, мы за то, чтобы были определенные рамки. Мы чувствуем и знаем особенности нашей страны, мы не считаем, что в образовании можно позволить делать все, что угодно. Второе: жесткие нормативы бюджетного финансирования, направленные на обеспечение решения всех экономических задач. Третье: порядок бюджетного финансирования. Он должен быть принципиально изменен и сделан таким образом, чтобы это финансирование было безусловным. Это не тезисы, это готовый закон, который внесло “Яблоко” и который мы предлагаем принять. В противном случае я не совсем понимаю, что мы сегодня обсуждаем и зачем. Смысл обсуждения должен сводиться к принятию каких-то решений. Наилучшим делом, чтобы двигаться вперед, будет поправить все что будет нужно, внести изменения и принимать эти решения уже как практические. На самом деле все это направлено на выполнение тех законов, которые уже приняты.

И в заключение. Конечно, реформы не бывают бесспорными. Конечно, у нас есть большие беспокойства о том, как будет работать в России единый экзамен, как решить другие спорные проблемы нашей школы. Но все, что предлагается взамен – проведение интернет-конференций по всей стране и тому подобные эффективные идеи, — обрекает нас на то, что мы не двигаемся с места. А сейчас, изучая вопрос призыва в армию, я хочу вам сказать, что в этом году впервые в нашей истории мы осуществили призыв ребят, которые не умеют читать и писать.

Спасибо.