Мы оцениваем свою работу, учитывая численность нашей фракции, как удовлетворительную. Что же касается политической оценки работы Государственной Думы за последнее время, то она распадается на две части.

Первое. Конечно, она неотрывно связана с тем, что происходит в стране в целом, с тем, какие в целом в стране принимаются решения. В последнее время в Государственной Думе были приняты контрпродуктивные для будущего нашей страны решения, которые надолго предопределят развитие нашей страны.

Закон о гражданстве — крайне реакционный. Он закрывает многие перспективы для России. Это закон о том, что в Россию не надо приезжать. Учитывая нашу демографическую ситуацию, учитывая то, сколько наших соотечественников находится в так называемом ближнем зарубежье, можно с уверенностью говорить, что этот закон ставит шлагбаум для возможных решений в ближайшем будущем для разумной политике миграции и заселении Сибири и Дальнего Востока и, вообще, укреплении нашего экономического потенциала.
Это решение, кстати говоря, противоречит всему, что ранее было сказано в России и в том числе и тому, что было сказано Президентом, когда он говорил, что нам нужно не менее 50 миллионов эмигрантов принять в России. Закон о гражданстве говорит о том, что наша задача не создание разумной для России эмиграционной политики, а борьба с нелегальной эмиграцией. Закон не позволяющий въехать и стать гражданином в России.

Принят был еще один закон — об альтернативной гражданской службе. Это заявление российского государства о том, что молодые люди могут собирать вещи и уезжать. Это закон об альтернативном рабстве. Это стало сигналом: здесь ничего не будет, мы здесь не нужны, интеллектуальный потенциал не нужен. Люди, которые могут учиться здесь не нужды, и можно покидать и спасать свои способности и возможности где-нибудь в другом месте.

Третье. Есть большие основания полагать, что все-таки все, кто хочет третьего срока на выборах губернатора добьется этого. Это решение о разрешении коррупции, о том, что коррупция в России непобедима, приветствуется и будет тщательно охраняться.

Вот обратите внимание, пожалуйста: не въезжать, всем уезжать и воровать можно под охраной трех-четырех-пяти и восьми, девяти сроков. Даже в странах, где органы юстиции и правосудия работают не чета нашим, как во Франции, где президент находился у власти 14 лет — это заканчивается тем, что среди его знакомых невозможно найти человека, который бы не воровал. Не говоря уже о родственниках, сотрудниках, министрах и прочих. Что же тогда говорить про нас. Все наши чиновники с упорством, понятным в этом контексте, добиваются таких решений.

Так за огромным количеством разговоров проявляются вполне четкие тенденции. Тенденции эти для страны разрушительные. Фракции и инициаторы такого подхода и такой концепции являются людьми, которые разрушают страну. Это можно сказать абсолютно точно. Принимаемые решения вредны с чисто прагматической, экономической точки зрения, с точки зрения создания в стране свободной рыночной экономики.

Мы поддерживаем действия президента в области внешней политики впервые за последние 10 лет. Но именно в этой области Дума оказалась совершенно беспомощной, она полностью исключила из своей работы какие бы то ни было политические обсуждения. Те журналисты, которые работают в Думе давно знают, что никаких дискуссий больше в Думе не существует, политических обсуждений больше в Думе не существует. Собственно политикам в Думе сегодня, в такой Думе сегодня делать почти и нечего. Ну те, кому по звонку велено голосовать, они конечно голосуют, но политических содержательных обсуждений нет. Прежде чем передать слово Сергею Викторовичу, который как вы знаете находится на самом тяжелом участке работы в Думе. Он в Думе работает. В Думе есть несколько человек, которые работают. Он один из них. Прежде чем передать ему слово, я хотел бы подчеркнуть: сверхпринципиальном вопрос — это вопрос о Центральном банке. Никто не мог предположить, что назначение председателя ЦБ пройдет без обсуждения. До его назначения мы хотели бы задать несколько вопросов и уходящему Председателю Центрального Банка и приходящему. Там так между прочим по небольшому секрету скажу 40 миллиардов долларов. Хотелось бы узнать какие планы, что товарищ собирается делать? Мы готовили вопросы, думали, что по такому поводу надо сделать политическое выступление от фракции, оценить экономические перспективы, сделать анализ экономических процессов, сказать о роли Центрального банка, связать это с законодательством, которое есть в Думе, которое уже существует. Мы полагали, что ЦБ — это важнейший организм, важнейшая клеточка всего нашего экономического механизма. И те, кто из вас наблюдал за процедурой назначения председателя ЦБ видели, как принималось решение. Одна из фракций, принадлежащих к правительству, “Единство”, внесло предложение назначить просто без обсуждения.

Селезнев тут же поставил на голосование: без обсуждения. Все проголосовали, — 250 голосов, известная цифра. Одного сняли без обсуждения. Другого назначили без обсуждения. Вопрос был решен. Если кто-нибудь помнит, что происходило в Думе, когда меняли руководителя аппарата Думы, вот уж было действительно настоящее политическое ристалище. А что такое Председатель Центрального Банка, как оказалось? Пустяк, не имеет особенного значения. Это иллюстрация к тому, что я говорил.