«Яблоко» считает идею перехода на 12-летнее обучение в школе
перспективной, однако мы выступаем против активного протаскивания этого
вопроса в отрыве от решения всего комплекса образовательных и социальных
проблем», — так выразил позицию партии «Яблоко» и ее
фракции в Государственной Думе зампредседателя Комитета по образованию
и науке, депутат Александр
Шишлов
. По его мнению, «такой метод ведет к дискредитации идеи
12-летнего обучения как способа разгрузки и обновления содержания образования».

Выступая на открытых парламентских слушаниях «Двенадцатилетнее
образование: социальные и правовые проблемы», прошедших в Государственной
Думе в четверг 15 июня 2000 г., А.Шишлов отметил, что, прежде чем переводить
школу на 12-летку, необходимо решить следующие задачи:

— переход к профессиональной армии или, как минимум, увеличение призывного
возраста до 19 лет;

— введение нормативного бюджетного финансирования, направленного на
существенное повышение зарплаты учителей и улучшение материально-технической
базы образовательных учреждений;

— существенное обновление содержания и форм школьного образования (повсеместное
введение 4-х летнего начального школьного образования и профильного
обучения в старшей школе)

В выступлении перед участниками парламентских слушаний А.Шишлов отметил,
что «Яблоко» всегда считало образование важнейшим государственным
приоритетом, источником роста национального богатства и достойного уровня
жизни граждан России. Он напомнил аудитории, что фракция «Яблоко»
разработала и внесла в Госдуму законопроект «Об обеспечении конституционных
прав граждан на образование», направленный на законодательное обеспечение
нормативного финансирования в образования, введение образовательных
стандартов, механизмов финансового обеспечения и моделей повышения зарплаты
учителей.

А. Шишлов подчеркнул также, что «Яблоко» всегда стремилось
вывести проблему перехода на 12-летнее обучение за рамки образовательного
ведомства и поставило этот вопрос на политический уровень. Это нашло
отражение в программе «Яблока» по образованию и в парламентском
запросе
председателю правительства Евгению Примакову о подготовке
перехода российской школы на 12-летку,

Согласившись с тем, что среднее образование нуждается в реформе, А.
Шишлов подчеркнул, что реальная модернизация связана не с идеей 12-летки,
а прежде всего с решением таких проблем, как изменение школьной экономики
(переход на нормативное бюджетное финансирование, рост реальной заработной
платы учителей, повышение инвестиционной привлекательности школы, привлечение
внебюджетных средств в школу и их легализация), изменение в управлении
школьной системой, в том числе посредством роста общественного участия
в управлении, а также отмена системы двойных экзаменов (выпускных и
вступительных) и введение единого экзамена.

Представитель «Яблока» привел имевшиеся в его распоряжении
результаты опроса Фонда общественного мнения, результаты которых говорят
о том, что идея увеличения срока среднего образования не принята обществом
и даже отторгается значительной его частью.

С точки зрения А. Шишлова, решение о переходе на 12-летнее обучение
может быть принято только на уровне федерального закона. Такой законопроект
находится в совместном СПС и «Яблока» пакете законодательных
инициатив. «Мы не претендуем на личное авторство и призываем к
сотрудничеству всех заинтересованных в строительстве российской школы
к совместной работе над законом», — заключил депутат.

См. также:

Заявление фракции «Яблоко»о
переходе на 12-летнее обучение 15 июня 2000 г.

Программа
объединения «Яблоко» в области образования (1999 г.)

Позиция
комиссии «Яблока» по образованию о переходе на 12-летнее школьное обучение
— 24 января 1999 г.

«Образование»
в разделе «Социальная политика» на сайте «Яблока»