"Яблоко" считает идею перехода на 12-летнее обучение в школе
перспективной, однако мы выступаем против активного протаскивания этого
вопроса в отрыве от решения всего комплекса образовательных и социальных
проблем", - так выразил позицию партии "Яблоко" и ее
фракции в Государственной Думе зампредседателя Комитета по образованию
и науке, депутат Александр
Шишлов
. По его мнению, "такой метод ведет к дискредитации идеи
12-летнего обучения как способа разгрузки и обновления содержания образования".

Выступая на открытых парламентских слушаниях "Двенадцатилетнее
образование: социальные и правовые проблемы", прошедших в Государственной
Думе в четверг 15 июня 2000 г., А.Шишлов отметил, что, прежде чем переводить
школу на 12-летку, необходимо решить следующие задачи:


- переход к профессиональной армии или, как минимум, увеличение призывного
возраста до 19 лет;

- введение нормативного бюджетного финансирования, направленного на
существенное повышение зарплаты учителей и улучшение материально-технической
базы образовательных учреждений;

- существенное обновление содержания и форм школьного образования (повсеместное
введение 4-х летнего начального школьного образования и профильного
обучения в старшей школе)


В выступлении перед участниками парламентских слушаний А.Шишлов отметил,
что "Яблоко" всегда считало образование важнейшим государственным
приоритетом, источником роста национального богатства и достойного уровня
жизни граждан России. Он напомнил аудитории, что фракция "Яблоко"
разработала и внесла в Госдуму законопроект "Об обеспечении конституционных
прав граждан на образование", направленный на законодательное обеспечение
нормативного финансирования в образования, введение образовательных
стандартов, механизмов финансового обеспечения и моделей повышения зарплаты
учителей.


А. Шишлов подчеркнул также, что "Яблоко" всегда стремилось
вывести проблему перехода на 12-летнее обучение за рамки образовательного
ведомства и поставило этот вопрос на политический уровень. Это нашло
отражение в программе "Яблока" по образованию и в парламентском
запросе
председателю правительства Евгению Примакову о подготовке
перехода российской школы на 12-летку,


Согласившись с тем, что среднее образование нуждается в реформе, А.
Шишлов подчеркнул, что реальная модернизация связана не с идеей 12-летки,
а прежде всего с решением таких проблем, как изменение школьной экономики
(переход на нормативное бюджетное финансирование, рост реальной заработной
платы учителей, повышение инвестиционной привлекательности школы, привлечение
внебюджетных средств в школу и их легализация), изменение в управлении
школьной системой, в том числе посредством роста общественного участия
в управлении, а также отмена системы двойных экзаменов (выпускных и
вступительных) и введение единого экзамена.


Представитель "Яблока" привел имевшиеся в его распоряжении
результаты опроса Фонда общественного мнения, результаты которых говорят
о том, что идея увеличения срока среднего образования не принята обществом
и даже отторгается значительной его частью.


С точки зрения А. Шишлова, решение о переходе на 12-летнее обучение
может быть принято только на уровне федерального закона. Такой законопроект
находится в совместном СПС и "Яблока" пакете законодательных
инициатив. "Мы не претендуем на личное авторство и призываем к
сотрудничеству всех заинтересованных в строительстве российской школы
к совместной работе над законом", - заключил депутат.


См. также:

Заявление фракции "Яблоко"о
переходе на 12-летнее обучение 15 июня 2000 г.

Программа
объединения "Яблоко" в области образования (1999 г.)

Позиция
комиссии "Яблока" по образованию о переходе на 12-летнее школьное обучение
- 24 января 1999 г.

"Образование"
в разделе "Социальная политика" на сайте "Яблока"