Кинофестиваль в Венеции, шестидесятый по счету, дает шанс на триумф российскому фильму режиссера дебютанта Андрея Звягинцева и продюсера Дмитрия Лесневского «Возвращение» (производство — «REN-фильм»).

Это стало понятно 31 июля, когда венецианцы объявили состав участников. Многочисленные прогнозы критиков и обещания организаторов подтвердились — юбилейный фестиваль соберет лучшие имена. Всех, кого не дождались Канны, примет Венеция. Чемоданы пакуют — Вуди Ален, Бернардо Бертолуччи, братья Коэны, Джим Джармуш. Но без энтузиазма — их работы идут вне конкурса. В России тоже сборы. Дебютный фильм режиссера Андрея Звягинцева и продюсера Дмитрия Лесневского «Возвращение» едет бороться с работами Паоло Бенвенутти, Такеши Китано, Маргарет фон Тротта, Марко Белоккио. «Возвращение» не только попал в конкурсную программу самого престижного мирового фестиваля, но и уже успел сильно рассорить благородное международное фестивальное «сообщество».

Вокруг «Возвращения» развернулась история «как в кино». Первый полнометражный широкоформатный фильм молодого режиссера Звягинцева и продюсера Лесневского, снятый на студии «REN-фильм», к понятному удивлению самих создателей, оказался приглашенным на главные кинофестивали планеты — в Торонто, Монреаль, Локарно и Венецию. Фестивали запросили картину не только неожиданно, но и почти одновременно, поэтому с блестящим будущим для «Возвращения» приходилось определяться на ходу. Продюсер Дмитрий Лесневский оказался в непростой, но, наверное, приятной ситуации — ему пришлось отказывать тем, кто обычно не слышит отказов.

Сначала «Возвращение» запросили из Торонто. Крупнейший неконкурсный фестиваль в мире не ревнив к показам на других фестивалях и, как правило, заканчивается для картин хорошими продажами. На него «Возвращение» осенью обязательно поедет. Потом поступило лестное приглашение в конкурс от престижного монреальского фестиваля. На него уже было согласились, но тут стало известно, что российскую картину берет в конкурс фестиваль в Локарно. Милаш Форман, Михаэль Ханеке, Александр Сакуров, Джим Джармуш — эти режиссеры были открыты в Локарно, и в значительной степени своей будущей славой обязаны фестивалю. Но тут произошло совершенно феноменальное явление — фильм пригласили в конкурсный показ венецианского фестиваля.

Ситуация складывалась беспрецедентная. Экспертов начали просить ее комментировать, когда Локарно еще надеялось на «Возвращение», а сам Звягинцев уже надеялся на Венецию. Кинокритик, председатель отборочной комиссии ММКФ, Кирилл Разлогов считает, что в скором будущем в мире спрос на «Возвращение» многократно возрастет:»Судя по всему, у картины есть международный потенциал. И после того, как она пойдет в Торонто, ее можно сдавать на двадцать-тридцать других фестивалей более мелкого калибра, которые не требуют эксклюзивности». Председатель союза кинематографистов Никита Михалков, как и Кирилл Разлогов, не имел возможности увидеть картину, но к ситуации, когда и Монреаль и Локарно и Венеция зовут в конкурс, отнесся позитивно. «Произошел редчайший замечательный случай, я рад за режиссера и продюсера Лесневского», — заметил обладатель «Золотого льва» Венецианского фестиваля.

«Возвращение» было кинодебютом и для «REN-фильма». И тут надо понять, как удалось произвести фестивальный продукт в компании, специализирующейся на съемках телевизионных сериалов? Известно, что «REN-фильм» с первого дня своего существования заявлял, что снимает сериалы по принципам и технологиям большого кино, и когда смотришь знаменитый «NEXT», кажется, даже понимаешь, что это за принципы и технологии. Их «Нину», «Провинциалов», «Клетку» показывают по всем каналам, и надо сказать, что лучшие сериалы «REN-фильма» по рейтингам часто оказываются просто лучшими сериалами вечера, недели и т.д. Венецианский успех фестивального фильма, как ни странно, стал оценкой и для всех сериалов «REN-фильма». Потому как на студии, утратившей вкус к настоящему кино, никогда бы не появился такой фильм, как «Возвращение». Его бы там просто не начали снимать.

Возвращение

Первое широкоформатное полнометражное кино REN TV с технологией звука «Dolby Digital»

Производство: REN-фильм — дебют!

Продюсер: Дмитрий Лесневский — дебют!

Режиссер: Андрей Звягинцев — дебют!

Сценарий: Владимир Моисеенко, Александр Новотоцкий

Оператор: Михаил Кричман — дебют!

Композитор: Андрей Дергачев

Звукорежиссер: Андрей Худяков

Художник: Жанна Пахомова — дебют!

Исполнительный продюсер: Елена Ковалева

В ролях: Владимир Гарин, Иван Добронравов, Константин Лавроненко, Наталья Вдовина, Галина Петрова

35мм

Dolby Digital

В жизни двух братьев неожиданно возникает отец, знакомый им только по фотографии десятилетней давности. Появление странного, чужого для них человека переворачивает их жизнь, когда отец вырывает ребят из привычного существования в тихом родном городе и привозит на заброшенный остров…