Вопрос — … высказал свое мнение по поводу происшедшего. Как вы расцениваете это страшное преступление?
ГЯ — Здравствуйте. Прежде всего я хотел сказать, что я лично знал довольно долго Галину Васильевну, это был действительно незаурядный человек; женщина в российской политике — событие очень редкое. Галина Васильевна очень хорошо умела разговаривать с избирателями, человеком она была искренним; Галина Васильевна очень много сделала для того, чтобы в стране больше не существовало тоталитарной системы, чтобы люди могли говорить и дышать свободно. Галина Васильевна никогда не отказывалась от своих принципов; она была человеком очень убежденным, с ней можно было соглашаться или нет, у нас было немало расхождений, но человеком она была действительно демократическим и очень болела за все, что происходит в нашей стране. И очень жаль, что ее больше с нами нет.
Вопрос — … в демократической России это впервые: убийство известного женщины-политика.
ГЯ — Вообще убийство политика такого уровня по России действительно впервые. Безусловно это политическое убийство, здесь нет никаких сомнений — убийство человека, который возглавлял партию депутатов, это безусловно политическое убийство. Но я хотел обратить ваше внимание. Вот смотрите: убийство Маневича в том же Петербурге, потом убийство Рохлина, потом убийство ___ в Калмыкии и выступление Илюмжинова за отделение Калмыкии, потом убийство Старовойтовой, потом борьба в ФСБ с выяснением о том, кто кому заказывает какие убийства.
Вопрос
ГЯ — Все это происходит в течение одного года; вот все это вместе и есть ползучий такой путч, переворот — действительно к власти приходят совсем другие силы, действительно эти силы не обязательно приезжают на танках (как мы видели много лет назад уже 7, 8, в 93-м), они вот так занимают свои позиции; и теперь вопрос становится о том, что террор стал частью нашей политической жизни — это просто часть любого политического события. Мы предупреждали, кстати говоря, губернатора Санкт-Петербурга о том, что грязные методы, которые используются в Санкт-Петербурге на выборах, они обязательно связаны с грязными деньгами, а грязные деньги вот ведут потом в итоге к тому, что людей убивают. Гибель Галины Васильевны Старовойтовой подчеркивает действительно реальные опасности, которые перед нами стоят. Это событие, которое будет открывать новую эпоху в жизни России — эпоху криминальных отношений.
Но, видимо, люди, нас слушающие, нас хотят спросить _ нас с вами — а что им делать? вот что делать? как им с этим беспределом бороться? А только мы сами можем защитить себя. Вот на выборах нужно смотреть внимательно за кого голосуешь и не позволять криминальным и сомнительным элементам проходить во власть, брать свою судьбу в свои собственные руки, объединяться в этом.
Вопрос — Да, вот только что прозвучало заявление Немцова о том, что, если до весны демократические силы России не объединяться, то к власти в стране могут прийти либо нацисты либо криминальный мир. Вы согласны с этим?
ГЯ — Более того, я хочу сказать… я хочу сказать, что вообще все честные люди должны объединиться в антикриминальной борьбе. Здесь вопрос идет не о том какая у вас партийная принадлежность или какие у вас конкретно политические взгляды, речь идет о том, что криминал — убийства, грабежи, насилия — угрожает всем, независимо от политических взглядов. И в этом смысле все ч е с т н ы е люди сегодня скорбят по трагедии, которая случилась в Петербурге и все ч е с т н ы е люди должны войти вместе в антитеррористический фронт. Иначе нам нечего будет оставить своим детям.
Вопрос — Сейчас много версий убийства, к какой вы склоняетесь?
ГЯ — Я ничего не знаю про это, я не могу дать никаких объяснений, но что точно это циничное убийство, открытое убийство, наглое, это вызов всему обществу. Это не случайность и это не то, что хотели бы скрыть, это открытый вызов.