Из открытых дебатов, которые состоялись 1 июня 2000 г. в Дискуссионной Палате Оксфордского университета (Великобритания) и Григорием Явлинским на тему «У России нет будущего сверхдержавы». Палата направила Г. Явлинскому вызов на опровержение этого тезиса. Тезис Г. Явлинского был «Россия имела и будет иметь огромное и часто решающее значение».

Дискуссия проходила по процедуре, принятой при обсуждении вопросов в Палате представителей парламента Великобритании. В ней принимают участие представители мировой научной и политической элиты, преподаватели и студенты Оксфорда. Перед началом дискуссии за позицию Г. Явлинского проголосовало всего 7 участников, а после дискуссии — 210.

Дискуссионная Палата Оксфорда существует с 1823 г., в дебатах в разное время участвовали Президенты США Р. Никсон, Дж. Картер, Р. Рейган, Мать Тереза, Я. Арафат, Далай Лама И. Шамир, Б. Бхутто, Фр. де Клерк и другие.

Г. Явлинский:

«Сверхдержава». В привычном нам смысле этого слова это понятие принадлежит уходящему веку и тысячелетиям. Оно отражает основной признак политики уходящего времени, основанной на страхе. В этом, умирающем значении, Россия была и остается «сверхдержавой». В этом смысле России есть что предложить. Мы — страна, которая может применить силу так, что мало не покажется никому, в том числе никакой другой «сверхдержаве».

Что ждет нас в 21 веке? Есть надежда, что в будущем, может быть не таком уж далеком, «сверхдержавами» будут считаться страны, которые строят свою внутреннюю политику и взаимоотношения с другими государствами исходя из главного принципа — защиты прав человека. Ватерлинией станет защита прав не только собственных граждан, но и граждан тех стран, с которыми правительства будущего будут и станут иметь дело.

С этой точки зрения ни одна из современных стран не может быть признанна «сверхдержавой». Здесь у России, и стран Запада равные стартовые условия. Они могут быть использованы не для соревнования за звание «сверхдержавы» или первой среди равных, а для того, чтобы вместе отстаивать и развивать общие ценности, нашу культуру, наш взгляд на мир и свое, общее место в нем.

У нас разный исторический путь. Россия имеет особый опыт взаимоотношений с каждой из западных стран, но в новом столетии решающее значение будет иметь наша принадлежность к одной цивилизации. XXI век будет веком цивилизаций, а не историй.

Но это в будущем. Пока же можно говорить о «сверхдержаве» в переходном от прошлого к будущему смысле слова. Сегодня может называться государство, играющее решающую роль в глобальном масштабе. Является ли Россия такой «сверхдержавой»? Да, безусловно, учитывая ее размеры, богатство территории, уровень образования населения, культурное наследие, роль в истории. Без участия России Европа не может сегодня решить ни одной глобальной проблемы — ни экологической, ни экономической, ни проблемы борьбы с терроризмом, ни даже военной проблемы, что наглядно показал кризис политики НАТО в Косово весной прошлого года. От России зависит и будущее Европы, колыбели нашей цивилизации. Европа, даже объединенная, не сможет достойно участвовать в экономической конкуренции ни с Америкой, ни с Азией, если не включит в свою орбиту Россию. В территориальном, культурном, любом другом отношении значение Европы, включающей Россию, вырастает на порядок.

Сохранит ли Россия статус «сверхдержавы»? Да, безусловно может сохранить, потому что Россия принадлежит к той цивилизации, высшей ценностью которой должны стать права человека. Да, потому что геополитическое положение России таково, что она может быть либо сильной, стабильной, демократической страной, либо никакой. И я горжусь тем, что я русский.