21 декабря 2002 года

Доклад Г.А.Явлинского на Федеральном Совете «О политических приоритетах РДП «ЯБЛОКО» в 2003 году»

Дамы и господа!

Уважаемые коллеги, члены Федерального Совета, члены Бюро Партии!

Уважаемые гости!

Наш Федеральный Совет проходит в канун нового года, в канун 2003 года. Сегодня как раз исполняется год со времени нашего съезда, который преобразовал «ЯБЛОКО» из общественной организации в партию.

Я хочу доложить Федеральному Совету, что за этот год проведена полная регистрация партии, как её центральных органов в городе Москве, так и более 60 региональных организаций по всей России.

Российская демократическая партия «ЯБЛОКО» — одна из зарегистрированных российских партий, решения Съезда по данному вопросу полностью выполнены. Численность партии за этот год увеличилась в 2,5 раза. За это время парламентская фракция нашей партии, несмотря на её невысокую численность, показала очень высокий результат. Только в последние два года, в основном в последний год, 29 законов, разработанных нашей фракцией, вступили в силу.

Сегодня наша задача, как мы и уславливались, — определить политические приоритеты нашей работы в течение 2003 -2004 годов, в том числе и задачи избирательной кампании.

Начнем с анализа и нашей оценки ситуации в экономике, с анализа социально-экономической системы, которая сложилась в нашей стране.

Мы не в первый раз рассматриваем с вами этот вопрос. Вопрос о социально-экономической системе нашей страны является одним из ключевых вопросов партии «ЯБЛОКО» в течение всего существования нашего общественного объединения, а затем партии. Этому вопросу мы постоянно уделяем главное внимание и считаем его принципиальным политическим вопросом. По существу, от того, как мы относимся к складывающейся и действующей в стране социально-экономической системе, зависит политический курс партии, её приоритеты и её оценки.

На этом Федеральном Совете мы уже можем суммировать наши взгляды, которые мы высказывали в течение длительного времени, и которые потребовали от нас очень вдумчивого, осторожного и внимательного изучения ситуации как в Москве, так и во всех регионах Российской Федерации в течение последних трех лет. Мы можем теперь ответственно и в достаточно полной мере давать оценку сложившейся у нас социально-экономической системе и ее результатам.

В течение одиннадцати лет движущей силой нашего развития были не только, а зачастую и не столько демократические преобразования, сколько в значительной степени, особенно в основных народнохозяйственных отраслях, в основных секторах экономики, проводилась сознательная политика, направленная на глубокую бюрократизацию российской экономической системы, на создание значительного числа экономических ограничений, на конвертацию почти абсолютной власти высшей бюрократической номенклатуры в громадную экономическую власть.

В конце концов эта система превратилась в экономическую систему, представляющую прежде всего интересы и власть узкого круга лиц, которые представляют собой как новую, так и старую бюрократическую номенклатуру России.

Появилась социально-экономическая система, которую мы определяем как социально-экономическую систему бюрократического корпоративного капитализма, или, иначе говоря, — капитализм «по понятиям». Принципиальными особенностями этой системы являются уже ставшая институциональной коррупция и слияние бизнеса и власти.

Система бюрократического корпоративного капитализма обладает определенной устойчивостью и внутренней логикой. С помощью создаваемой ею политической надстройки управляемой демократии эта система довольно успешно может сохранять свои властные позиции в политике высшей власти страны, и вполне успешно может воспроизводить себя.

Но эта система органически не способна обеспечить России устойчивые темпы роста, достойное существование ее граждан, безопасность её самых протяженных и самых сложных границ.

Она не может сегодня и не сможет в будущем обеспечить прорыв страны в постиндустриальное общество. Система эта устроена таким образом, что она обрекает Россию, если в ней не произойдут принципиальные изменения, на глубокую демодернизацию и маргинализацию на международной арене. Эта система в общих чертах сложилась в период часто сменявших друг друга правительств в ельцинский период, и окончательно укрепилась за три последних года.

У нас ситуация, сложившаяся в этой сфере вызывает особое беспокойство. Мы не раз уже отмечали, что экономическая система, в которой неустойчивы права собственности, в которой отсутствует независимое правосудие, в которой не обеспечена свобода средств массовой информации, в которой постоянно и регулярно нарушаются законы, в которой постоянно и во всё большем масштабе нарушаются права и свободы граждан, гарантированные Конституцией, эта система не может стать основой современной эффективной экономической системы, такой, какая обеспечивает благосостояние и развитие всех, всех без исключения, стран мира, которые достигли высокого уровня жизни и создали у себя динамичную современную экономику.

Для нас с вами очевидно, что предстоящая избирательная кампания 2003-2004 года дает обществу, может быть, один из немногих шансов выразить свое отношение к этой системе и попытаться изменить её, так же как и изменить вектор развития нашей страны.

У нашего исторического развития, в нашей политической системе есть весьма существенная особенность: мы все еще находимся в переходном периоде. Наше экономическое устройство, наше политическое устройство еще относится к числу не устоявшихся демократий или не устоявшихся систем. Это дает нам значительные надежды.

В последнее время оценки экономического развития страны показали нам, что, несмотря на целый ряд формальных экономических успехов, которым мы рады и которые мы подчеркиваем, принципиальные особенности функционирования экономического порядка в нашей стране, а также наши оценки социального порядка, сложившегося в стране, уровня жизни наших сограждан, не позволяют нам сегодня отмечать глубоких положительных изменений, на которые мы могли бы рассчитывать.

И конечно, в системе нашей оценки ключевым вопросом является отношение, собственно, власти к сложившейся в стране системе. Когда мы говорим об отношении власти, мы, безусловно, в первую очередь имеем в виду отношение президента страны, как наиболее властной фигуры сегодня в политическом устройстве.

Люди, которые осуществляли привод нашего президента к власти, осуществляли операцию «наследник», ожидали от него, что он станет охранителем созданной ими системы. Однако, логика того поста, который занял новый президент России, пришла в противоречие с этой задачей. Недавний спор Путина с Касьяновым о темпах роста не случаен. Этот спор показал впервые осознание высшей властью России, причем публичное осознание, ограниченности и исторической бесперспективности и обреченности сложившейся в России системы бюрократического корпоративного капитализма.

Российский президент в силу своего положения может стать либо союзником общества в борьбе против этой медленно погружающей Россию в историческое небытие системы, либо ее главным охранителем и идеологом. Вот эта развилка и то место, которое займет президент, определяет наше отношение к президенту.

Мы определяем свою позицию независимо. Мы сами определяем, с какой точки зрения и до какой степени мы способны идти на компромиссы, как устанавливать партнерство. Мы определяем меру нашего взаимодействия с точки зрения интересов России, интересов ее граждан, прав и свобод российского человека, с позиции того, как мы себе представляем будущее России и благосостояние ее граждан.

В самое последнее время мы открыто и последовательно выражаем поддержку, в частности, позиции, занятой президентом по реформе экономики, и особенно позиции, занятой президентом по реформе РАО «ЕЭС России». Мы уже заявляли и подтверждаем сегодня еще раз: если эта позиция сохранится, то мы считаем это серьезным шагом, предпринятым президентом в противостоянии с одним из самых крупных кланов бюрократической корпоративной системы, созданной в России.

Мы надеемся на глубокую системную совместную работу и взаимопонимание в этом вопросе. Мы не раз высказывали свои оценки относительно перспектив реформы РАО «ЕЭС» и еще раз подтверждаем: это не частная реформа, это реформа или так называемая реформа, которая может привести либо к усилению действующего в стране порядка олигархической псевдокапиталистической системы, либо создать предпосылки для создания в стране конкурентного рынка, обеспеченности страны энергетикой и установления в стране действительно эффективных экономических правил свободной рыночной экономики.

Мы надеемся на сотрудничество и по основным вопросам социально-экономической политики в целом, по преодолению той системы, которая сегодня сложилась в России.

В области экономики мы утверждали и утверждаем, что главным составляющим элементом экономической политики должна быть не фискальная система и не перераспределение того, что получает бюджет в результате жесткой фискальной системы, ограничивающей экономическую свободу, а совсем другой процесс — процесс, связанный с активным увеличением инвестиционных вложений в Россию, с появлением рабочих мест, с появлением доходных рабочих мест, с увеличением структуры рабочих мест, именно в первую очередь наиболее доходных и наиболее производительных, с установлением минимального уровня цены рабочей силы, с принятием таких законов, которые по-настоящему приведут к снижению налогов, к принятию таких решений на государственном уровне, которые, наконец, после 12 лет реформ, позволят 30 миллионам наших граждан действительно заняться активной экономической деятельностью.

Мы надеемся на то, что наши приоритеты в области социального развития страны и наша оценка найдут понимание и в обществе, и в его властных структурах. Мы оцениваем сегодняшнее социальное положение России как очень тревожное, как критическое. Мы полагаем, что по многим социальным параметрам Россия сегодня находится буквально у последней черты. Мы можем, сами того не заметив, пройти точку невозврата в области современной медицины, современного социального обслуживания, современного образования. Мы можем оказаться в положении, когда вся наша инфраструктура, обеспечивающая повседневную жизнь граждан в России, окажется в положении, при котором она уже не будет подлежать современной модернизации.

Особое внимание в системе этих вопросов мы, конечно, уделяем системе образования. С нашей точки зрения, именно вопросы образования лежат в основе всего будущего России. Сегодня состояние в этой сфере и с точки зрения ее организации, и с точки зрения финансирования, и с точки зрения отношения властных структур, несмотря на все сказанные слова, продолжает оставаться очень тревожным. Положение учителей, положение работников образования не просто оставляет желать лучшего, оно несопоставимо с положением их коллег практически ни в одной европейской стране. Мы бьем тревогу по этому вопросу. Мы полагаем, что здесь время уходит безвозвратно. Если посмотреть на уровень образования выпускников наших школ за последние двенадцать лет, то нам станет тогда хорошо понятно, почему структура рабочих мест и структура занятости в России сегодня настолько отстает от прогрессивной структуры, которая нужна современной экономике.

Мы еще раз подтверждаем свою принципиальную позицию по вопросам реформы жилищно-коммунального хозяйства. Кстати говоря, в последнее время все большему и большему числу специалистов и политиков становится очевидным, что грубые ошибки, допускаемые в реформе электроэнергетики, приведут в тупик возможность и само направление реформирования жилищно-коммунального хозяйства. И в этой же связи мы хотим еще раз подчеркнуть: мы, безусловно, считаем, что реформы совершенно необходимы, как в электроэнергетике, так и тем более, в еще более опережающем порядке, в жилищно-коммунальном хозяйстве. Вопрос не в этом, вопрос в том, какие реформы.

Если говорить о жилищно-коммунальном хозяйстве, то мы полагаем, что проведение этой реформы за счет граждан, за счет их и так невысоких доходов — вещь совершенно недопустимая. Мы немало сделали для того, чтобы наши предложения в области жилищно-коммунальной реформы и увязанные с ними, наш огромный пакет, очень серьезный пакет предложений в области реформы электроэнергетики заменили те предложения, мало профессиональные и, прямо скажем, корпоративно-корыстные, которые были внесены и поддержаны правительством в последний год. Принцип, который мы исповедуем в жилищно-коммунальной реформе, простой: всякое малейшее увеличение оплаты за жилищно-коммунальные услуги должно быть неразрывно связано с улучшением их качества.

Другим нашим приоритетом является, безусловно, борьба с коррупцией. Реорганизация социально-экономической системы, повышение социальных расходов не может осуществиться эффективно, и наши первые два приоритета не могут быть реализованы в полной мере, если общество не осознает, что коррупция в России уже превратилась не просто в институциональную основу экономики, многих экономических процессов, а она превратилась в образ жизни, она заняла буквально все поры, все механизмы, действующие как в экономической, так и социальной жизни.

Конечно, главным направлением борьбы с коррупцией является дебюрократизация нашей экономики, но не символическая, не такая, которая в итоге приводит к еще большему усилению власти чиновника, а настоящая, которая означает снятие ограничений в большинстве сфер — снятие ограничений в земельном обороте, снятие бессмысленных и бездумных ограничений в регулировании рынка труда, в использовании рабочей силы, в обращении произведенных товаров, в обращении денежных средств, снятие тех ограничений, которые существуют лишь для того, чтобы чиновники могли кормиться от этих ограничений.

С этой точки зрения, мы полагаем, что принятый, скажем, Думой в течение уходящего года закон о гражданстве относится к числу блестящих демонстраций того, как умышленно законодатели вводят в действие законы, которые ни к чему, кроме увеличенной коррупции, повышению бюрократии в России, к ограничению возможностей нашей страны, не приводят. Принимается закон, который огромное количество наших соотечественников, людей, у которых нет ни другого родного языка, кроме русского, нет никакой другой родной культуры, кроме русской культуры, российской культуры, наших реальных соотечественников оставляет за бортом, ставит их в положение людей, которые должны тратить месяцы, а иногда годы, а иногда и многие годы на то, чтобы получить гражданство родной страны.

Вот откуда произрастает коррупция. Наш лозунг здесь очень прост: мы добивались и будем добиваться максимальной независимости человека в России от чиновника.

Что же касается правоохранительных органов, то их задача вполне понятна. Сегодня быть коррупционером в России и воровать легко и престижно. Мы знаем, однако, что искоренить коррупцию полностью сегодня не удалось никому в мире. Но существенно уменьшить ее масштабы мы с вами просто обязаны. Мы обязаны сделать так, чтобы Россия перестала быть в пятерке наиболее коррумпированных стран мира. А это означает, что вместо того, чтобы, как сегодня, в России воровать и получать взятки было легко и престижно, нужно сделать так (и это является главной задачей правоохранительных органов), чтобы воровать в России, по крайней мере, стало трудно и опасно.

Наша партия, в отличие от многих других, много внимания уделяет еще одному приоритету, который сохранится, безусловно, нашим приоритетом и на 2003-2004 годы, я сейчас говорю о внешней политике. За последние годы — 2001 год, особенно его вторую половину, за 2002 год — мы можем с уверенностью сказать, что положение России в мире существенно укрепилось, и ее роль существенно возросла. Всем хорошо известно, и мы не раз об этом говорили, что в этой сфере мы поддерживаем политику президента, направленную на всемерную интеграцию России в Европу. И мы, в отличие от многих бюрократических структур России, поддерживаем линию на безвизовый въезд не только в Калининградскую область, но и в Европу. Мы считаем, что российские граждане должны получить такие же права, как граждане любой латиноамериканской или азиатской страны. Мы считаем, что граждане России, пользуясь своим российским паспортом, должны иметь право на пребывании в Европе, даже если Россия не является членом Шенгенского соглашения. Мы понимаем при этом, однако, что России для этого нужно сделать очень и очень многое. Мы понимаем, что сегодняшняя работа Министерства иностранных дел, пограничных служб, служб безопасности еще далека от того, чтобы обеспечить необходимые стандарты, позволяющие российским гражданам безвизовый въезд в европейские страны. Мы требуем от этих ведомств немедленного и масштабного увеличения работы, чтобы в ближайшие годы эта задача могла быть решена. И в этом отношении мы будем поддержать всю политику, направленную на решение этой задачи.

Мы с удовлетворением отмечаем, что в последнее время Россия стала важным партнером по созданию мировой системы безопасности. Мы не раз с вами говорили о необходимости создания российско-европейской противоракетной обороны, противоракетной системы. Такие работы в практическом смысле уже начались. И это тоже крупное достижение.

Теперь перед нами стоит важнейшая задача — эта задача связана с обеспечением безопасности наших границ. Россия — страна, которая обладает самыми протяженными и самыми сложными границами в мире. Мы граничим с самыми непредсказуемыми и нестабильными регионами. В то же время наша с вами страна располагает самой большой территорией и самыми значительными экономическими и природными ресурсами. Поэтому продолжение диалога по строительству и созданию новой системы безопасности в Европе, созданию общей повестки дня безопасности, разъяснение политики России, суть которой в том числе заключается в ясном понимании того, что безопасность наших границ уже является элементом европейской безопасности, сближение со странами НАТО и вхождение в качестве двадцатого члена и умение работать в этом составе, — является нашей первоочередной задачей.

Наша партия традиционно уделяет очень много внимания вопросам безопасности России и во внутренней политике. Мы выражаем особое беспокойство, очень серьезное беспокойство в отношении развития событий на Северном Кавказе, и в частности, в Чечне. Мы еще раз подчеркиваем, что победа в Чечне — это победа в умах граждан, живущих в Чечне, это победа в умах чеченцев. Ближе всего мы были к такой победе осенью 99-го года, когда нам удалось ликвидировать непосредственную угрозу в Дагестане, и когда было найдено необходимое нам понимание с жителями всего Северного Кавказа и с жителями Чечни, безмерно уставшими к тому времени от бандитизма, от непредсказуемости, от бесконечной криминальности, глубоко укоренившейся в Чечне после конца 80-х годов и особенно после 96-го года. Все это были те факторы, которые мы могли использовать для того, чтобы совместно с гражданами, живущими там, ликвидировать террористическую диверсионную и, если прямо говорить, бандитскую угрозу, которая там стала к тому времени действительно значительной.

Однако, несмотря на теперь уже очевидное понимание этого вопроса, в то время развитие пошло по-другому. Были приняты совершенно ошибочные, с нашей точки зрения, решения, которые показали эту ошибочность со всей ясностью. Даже по официальным данным, за последний период в Чечне погибло четыре с половиной тысячи военнослужащих и более 25 тысяч военнослужащих ранены.

События пошли по-другому. И сегодня мы выражаем серьезное беспокойство в отношении того, как будет идти процесс в ближайшее время. Мы по-прежнему настаиваем на том, что военного решения в Чечне не существует. Мы по-прежнему считаем, что единственно продуктивным направлением является направление, при котором главным, стержневым является политический процесс. Обойтись без применения военной силы в Чечне невозможно. Однако решить задачу может только политический процесс.

Что же мы понимаем под этим термином? Сегодня мы с большой тревогой смотрим на то, как продвигается политический процесс, предложенный президентом страны, основанный на проведении референдума, принятии на референдуме Конституции и избрании нового чеченского руководства. Мы считаем, что всякие политические действия и всякие политические предложения заслуживают всемерной поддержки. Однако думаем, что в сложившихся условиях референдум, при всей его важности, может выявить лишь только одну из сторон того гражданского конфликта, который уже наметился в Чечне, и референдум его очень ярко проявит. Мы должны видеть ограниченность возможностей этого подхода в сегодняшних сложившихся условиях.

Мы полагаем, что чрезвычайно важными являются следующие шаги, которые будут означать, с нашей точки зрения, действительное продвижение по пути установления политического диалога. Мы, во-первых, считаем, что политические переговоры все же необходимы, и они необходимы именно с теми, кто противостоит нам в Чечне. Вести переговоры с людьми, назначенными нами же, дело бессмысленное и не имеет никакой перспективы. Вести переговоры с оппонентами, а тем более с противником — вещь всегда неприятная, противника для этого вовсе необязательно любить, но вести переговоры нам все равно раньше или позже придется.

Но прежде чем какие-либо политические переговоры вообще были бы возможны, необходимо прекратить те бесчинства, которые в Чечне происходят буквально каждый день. Как бы предварительным условием этих переговоров и любых политических переговоров является прекращение зачисток, прекращение исчезновения людей, прекращение торговли трупами, прекращение внесудебных расправ, прекращение насилия, прекращение грабежей, прекращение всего того, что сегодня питает ненависть в Чечне и так жестко обостряет любые возможные действия по прекращению того, что там происходит.

Второе — это необходимость выкорчевать экономические корни этой войны. При всем нашем уважении к принятию решения о политическом урегулировании, если система экономических интересов, которая сегодня существует и среди высших военных чинов в Москве и в Чечне, сохранится, если нефтяной бизнес, построенный на крови, сохранится, и эта система не будет выкорчевана, если не будут ликвидированы корни, которые есть и в Чечне, и в Москве, остановить войну в Чечне будет чрезвычайно трудно, если вообще возможно.

Третье. Не следует вводить самих себя в заблуждение, не следует себя обманывать. Конечно, вне всякого сомнения, в Чечне существует очень существенный международный аспект. Да, безусловно, в Чечне существует международный терроризм. И представители этого так называемого международного терроризма, и террористы, прибывающие туда по особым каналам, и финансирование, которое туда приходит, и закупки оружия из-за рубежа, мы думаем, и наши сведения говорят о том, что все это существует. Но не только это. Дело не только в этом. И закрывать глаза на все остальные проблемы, которые практически породили Чечню, было бы совершенно неправильно. И тогда, когда нам удастся ликвидировать очаги международного терроризма, в чем мы не сомневаемся, что раньше или позже обязательно произойдет, останутся те же проблемы.

Поэтому говорить сегодня мы должны не только о международном терроризме, но и о сепаратизме, в том числе вооруженном сепаратизме, в том числе и о проблемах, возникающих там ежедневно на основе тех самых неправовых действий, которые там осуществляются и которые развивают эту ситуацию в сторону ее все большего обострения, совершенно необходимо.

Четвертое. Не может быть никаких сомнений, что и после проведенного референдума, и после решений, которые на нем и после него будут приняты, главной задачей, важнейшей задачей станет предотвращение широкомасштабной гражданской войны в Чечне. А, следовательно, перед федеральной властью встанет новая задача — это задача, которая сродни той задачи, которую успешно решил федеральный центр, Москва, в Таджикистане. Эта задача будет заключаться в том, чтобы мы приложили все свое политическое и военное влияние на предотвращение разрастания гражданской войны в Чечне.

По-настоящему мирный процесс в Чечне начнется тогда, когда в Москве соберется мирная конференция по Чечне под председательством президента России, которая будет принимать решения на основе Конституции России и российских законов, и в которой примут участие все политически значимые силы Чечни, все политически значимые (даже мало-мальски значимые) фигуры Чечни, за исключением военных преступников.

Таковым мы видим основной курс, основную перспективу в этой сфере.

Уважаемые коллеги! Начинается, а по существу уже идет, избирательная кампания 2003 года. В самом ее начале мы выдвигаем свои политические перспективы. Это политика экономического роста и преодоление бюрократической полукриминальной корпоративной политической системы. Это приоритеты в области образования и социальной политики, преодоление тяжелейшего социального положения абсолютного большинства наших граждан. И третьим приоритетом является борьба с коррупцией, политика безопасности и политика прав и свободы человека. Нашим приоритетом является понимание и практические действия, практическая политика России как европейской страны. На этом мы будем строить нашу кампанию. Это будет основным нашим действием, это будет основой нашей политической коалиции в период подготовки к выборам.

Благодарю за внимание.