Ушел Генри Киссинджер. Очень влиятельный, редкий политик-интеллектуал мирового масштаба. Настоящий политический мыслитель.

История мировой политики навсегда сохранит память о его роли в американо-китайских отношениях 70-х годов прошлого века, о его усилиях по разрядке международной напряженности с СССР, о его попытках урегулирования Вьетнамской войны и  «челночной дипломатии» после Войны Судного дня в Израиле. На посту госсекретаря США Киссинджер, глубоко понимая историю и реальную жизнь, виртуозно реализовывал на практике стратегии внешней политики в интересах своей страны.

Я много раз встречался и подолгу разговаривал с Генри Киссинджером. Он рассказывал мне о геополитике, устройстве американского истеблишмента, о том, почему, на его взгляд, в современной геополитике игнорируются права человека и как из этого тупика выходить. Некоторые из его суждений для меня оказались очень важными. Так, в середине 1990-х на одной из наших встреч я поделился с Киссинджером своими сомнениями о бесконечном перетирании в нарождающейся российской политике советского нарратива об «объединении демократов», создании каких-то союзов с людьми диаметрально противоположных взглядов на принципиальные профессиональные экономические вопросы. Я говорил, что это приведет к размыванию смыслов и целей, а также к бесконечным разборкам и спорам. И это в то время, когда ежедневно совершаются очевидные мне и моим коллегам ошибки в экономических реформах, которые ведут к зарождению в России криминально-корпоративной системы. Оказалось, к моему удивлению, что Киссинджер читал о том, что на меня в контексте «объединения» оказывали мощное давление, и он мне тогда внятно и подробно объяснил, что в политике важна не толпа, а смыслы и цели, к которым зачастую надо идти одному, если убежден в своей правоте. В противном случае ничего не получится, сказал он: «Иди один, не разменивай свои профессиональные убеждения ни на какие союзы, все эти союзы и союзники исчезнут, а твои политические смыслы и цели, если они верны, сохранятся и подтвердятся. Именно это необходимо будет твоей стране». Время показало, что  Киссинджер оказался прав. 

А еще как-то Генри Киссинджер мне объяснил, что политик ничего не должен выдумывать. «Задача государственного деятеля — слышать шаги Господа, шагающего  по истории, и стараться цепляться за Его фалды, когда Он проходит мимо», — процитировал он на нашей встрече в Москве первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка. 

Не все получалось и у Киссинджера. За многое его критиковали и упрекали. Но это тема не сегодняшнего дня. Скажу только, что говоря о промахах и ошибках, не надо забывать, что в политике он был не один и не все зависело только от него. 

Еще в мае 2022 года, через три месяца после начала СВО, Киссинджер призывал к прекращению огня в Украине. Он считал, что тема НАТО, статус Крыма, вопрос территорий на востоке Украины — все это должно стать предметом дальнейших переговоров. Свою точку зрения о необходимости переговоров между Россией и Украиной на различных условиях Киссинджер озвучивал и в декабре 2022 года, и позже — уже в этом году. За свои призывы Киссинджер подвергся жесточайшей критике со всех сторон — в Вашингтоне, в Киеве, в Москве, в Европе…

Генри Киссинджер умер 29 ноября 2023 года в возрасте 100 лет. Однако события последних месяцев разворачиваются так, что еще при его жизни критики смогли убедиться, насколько именно его политический дискурс был правильным и какие возможности оказались упущенными из-за популизма и неопытности современных действующих политиков. 

Сегодня это, возможно, прозвучит странно — Киссинджер был республиканцем. Но между Киссинджером-республиканцем и Республиканской партией США наших дней огромная разница. Это яркое свидетельство разрыва между эпохами — политики такого калибра, как Киссинджер, начали уходить с мировой политической арены уже в 1990-е годы, и последние 20-25 лет мы оказались в контексте политической энтропии и деградации глобальной политики. 

А еще Генри Киссинджер всегда тепло относился к постсоветской России.

Спасибо вам, господин Киссинджер!