Состав Государственной Думы после выборов 17 декабря 2003 года позволяет проводить «непопулярные» реформы тихо и без проблем. Почему-то под последними иногда понимают хорошие преобразования, суть которых простой народ пока не в состоянии осмыслить, но в будущем обязательно ощутит на себе их благотворные результаты. На самом же деле речь идет о том, что государство не намерено делиться со своими гражданами плодами экономического роста и высоких цен на нефть. Наоборот, взят курс на постепенный отказ от конституционных обязательств.

В РФ инвалидов нет!

В первую очередь, это касается социальных льгот. В соответствии с административной реформой и реформой межбюджетных отношений, федеральный центр сохранил за собой небольшое число социальных льгот. К ним относятся, например, льготы по покупке лекарств, обеспечение инвалидам один раз в год бесплатного проезда до места лечения, выделение инвалидам автомобилей «Ока». По заверениям Правительства, их отменять никто не собирается. Гражданину будет предоставлен выбор – либо подать заявление в Пенсионный фонд окончательно отказаться от льгот, получив за них денежную компенсацию, либо продолжать пользоваться льготой. Однако печальный опыт взаимоотношений с государством российским подсказывает, что сделает оно так, как удобно ему, а не гражданам. Компенсация составит не более 500-700 рублей, что явно не соответствует размерам получаемых льгот. Надо заметить, что сейчас пенсионеры и инвалиды худо-бедно этими льготами пользуются. Инвалид с возу – бюджету легче. Получит он свои жалкие крохи и отстанет навсегда – очень удобно. Чтобы побудить его плюнуть, и пойти писать заявление, можно притормозить движение очереди на заветную «Оку».

Сами выползайте!

Однако самая большая группа льгот просто сброшена на региональный и местный уровень. Со следующего года регионы сами будут определять параметры финансирования закона «О ветеранах», и вольны будут установить свои критерии. Например, если сейчас ветеран пользуется 50% скидкой на оплату коммунальных услуг, то почему бы не ограничить действие льготы социальной нормой – 18 кв. м, а излишки пусть ветеран оплачивает по полной стоимости? Очевидно, что в условиях жесткого бюджетного кризиса, в который поставила регионы бюджетная политика Минфина, многие их них сочтут, что ветерану и двух квадратных метров вполне хватит.

Очевидно, также будут урезаны льготы по оплате телефона и электроэнергии. 50% скидка на потребление электричества может быть ограничена, например, несколькими Квт. Муниципалитеты, в свою очередь, будут исходить из своих еще более скромных финансовых возможностей при решении вопроса о сохранении льгот на общественном транспорте. Причем пока даже на мизерную денежную компенсацию отмены ставших в одночасье «региональными» и «местными» социальных льгот рассчитывать не приходится.

Получить МРОТ и умереть

Важнейшей социальной проблемой в России является огромная дифференциация доходов и низкая оплата труда в целом. Государство отказывается от проведения политики доходов, не желая поднимать минимальный размер оплаты труда (МРОТ) не только до прожиточного минимума, но и до уровня Украины. МРОТ в долларовом выражении у нас действительно один из самых низких в Восточной Европе и СНГ. Отказ от повышения МРОТ в 2004 году, и соответственно индексации зарплат бюджетников приведет к тому, что реальная зарплата учителей и врачей к декабрю этого года окажется на 10% ниже, чем 2 года назад. Более того, внося «технический» закон об отмене привязки пенсии по старости к прожиточному минимуму (пенсия по старости теперь заменена социальной пенсией) Правительство протащило через Думу поправку, согласно которой отменяется привязка (пусть пока декларативная) МРОТ к прожиточному минимуму. Таким образом, важнейшее достижение Трудового кодекса отправлено на свалку истории.

Болеть – вредно!

Еще одно изменение в трудовое законодательство касается оплаты больничных. Теперь первые три дня болезни должны будут оплачивать работодатели из своего кармана, а не Фонд социального страхования. Можно с уверенностью предположить, что весьма небольшой процент работодателей согласятся раскошелиться на нездоровых работников по доброй воле. И вероятно, еще меньший процент работников пойдет с ними по этому поводу судиться, проглотив очередное «небольшое» урезание социальных гарантий.

Стареть и рождаться – еще вреднее

В прошлом году мужчины моложе 50 и женщины моложе 45 лет получили право на накопительную пенсию. Сохранность пенсионных накоплений вызывает много вопросов, как и организационные провалы с рассылкой «писем счастья». Теперь Правительство, так сказать, озарило. Граждане старше 35 лет всё равно много не накопят, поэтому накопительной части пенсии их надо лишить. По крайней мере, государственной. А если у них есть большое желание – пусть пишут заявление в бухгалтерии с просьбой помимо 13% подоходного налога вычитать с них еще 4% на добровольную накопительную пенсию. Конечно, то, что они успели накопить за прошлый год, им вернут. О процентах, хотя бы покрывающих инфляцию, никто конечно, не говорил.

Комитет Государственной Думы по труду намерен предложить в следующем году проиндексировать единовременные пособия по рождению детей. Напомним, в 2001 году по поправке «ЯБЛОКА» размер этих пособий был увеличен с 1500 до 4500 рублей. Однако в нынешней Думе и тем более в Правительстве никто даже не заикнется об увеличении ежемесячных детских пособий. С 1996 года их размер не менялся - 73 рубля. Цены, правда, с того момента выросли в 6 раз…

Вас здесь не проживало!

Нарастающие кризисные явления в жилищно-коммунальном хозяйстве Правительство по-прежнему намерено решать путем роста тарифов, а не проведения структурных преобразований. С 1 апреля поправки в жилищный кодекс позволяют выселять людей из квартир за неуплату жилищно-коммунальных услуг. В спешном порядке на эти цели формируется свободный фонд в общежитиях. Никто не спорит, любая услуга должна быть оплачена. Однако развитие служб адресных жилищных субсидий идет не так быстро, как хотелось бы. Бюрократические рогатки на получение адресных субсидий не позволяют малообеспеченным гражданам воспользоваться своим законным правом уровень стоимости коммунальных услуг, не превышающей 22% их семейного дохода.

Однако выселением неплательщиков в общаги дело, видимо, не ограничится. Из центра Москвы съедут остатки пенсионеров и интеллигенции. А многие семьи вынуждены будут подыскать себе более скромное жилье. К таким последствиям приведет резкое повышение налога на имущество граждан, планируемое Правительством.

Все эти нововведения никак не вяжутся с заявленной премьером Михаилом Фрадковым целью снизить уровень бедности в 2 раза. Скорее всего, после таких мероприятий бедность в 2 раз возрастет.

Яблочная альтернатива

Для преодоления бедности необходима активная политика доходов. В Альтернативном бюджете на 2004 год «ЯБЛОКО» представило широкомасштабную программу социальных реформ.

В частности, предлагалось ввести единое социальное пособие, обеспечивающее прожиточный минимум каждому гражданину России. На эти цели предлагалось выделить 240 млрд. рублей за счет профицита федерального бюджета и повышения налога на добычу полезных ископаемых.

Кроме того, предлагалось поэтапное повышение МРОТ до прожиточного минимума. Соответствующему увеличению подлежали бы и зарплаты в бюджетной сфере.

Специальные программы предлагались для обеспечения жильем всех выпускников детских домов, развитию детских домов семейного типа.
Решить жилищную проблему очередников, молодых семей и бюджетников предлагалось за счет развития жилищных кооперативов и введения государственного субсидирования процентов по ипотечному кредиту и взносов в жилищные кооперативы.


Автор: эксперт и член РДП "Яблоко"