Иначе говоря, необходим проработанный единый документ стратегического планирования агломерации – основу для обсуждения которого мы предлагаем в форме проекта «Концептуальная стратегия развития мегаполиса «Большой Петербург. XXI век» (руководитель проекта – Григорий Явлинский, руководитель группы разработчиков проекта – Евгения Колесова. – Прим. «Эксперт Северо-Запад»).

Это – попытка создания общей модели планирования и развития, основанной на комплексном подходе к проблеме для большой «живой» системы, каковой является город вместе с областью.

Основные принципы, на которые мы опирались при разработке концептуального проекта долгосрочного развития города и области, следующие.
Во-первых, это сочетание экономики, времени и пространства. Все стратегии развития последних лет не имели пространственных решений, а просто декларировали лозунги о светлом будущем.

Во-вторых, объектом развития является единая социально-экономическая и градостроительная система – «Большой Петербург», и потому решения в рамках общего развития не связаны рамками административных границ и формальных зон ответственности властей Петербурга и Ленинградской области.
В-третьих, стратегия разрабатывается независимо от властей, у нее нет жесткого заказчика, и потому она защищена от роли очередного обоснования правильности текущей деятельности заказчика.

В-четвертых, должны быть честно и открыто обозначены объективные проблемы развития города и области, в том числе управленческие, и предложены их решения.

В-пятых, проектные предложения Стратегии фокусируются не на достижении формальных отчетных показателей, а на всесторонней демонстрации принципов развития. Упор делается не на перечне «жестких» проектов, а на максимально понятном описании характера решений по развитию в разных сферах городской жизни в виде карт, схем, рисунков.

Для того, чтобы все это можно было реализовать, необходимо выстроить систему взаимодействия городских и областных властей по вопросам развития «Большого Петербурга». Мы не ставим задачу механического объединения города и области – мы ставим задачу максимального создания «горизонтальных связей», общих рабочих групп, совместной разработки проектов законов, общих для города и области. Необходимо создание межрегионального «Фонда развития Санкт-Петербургской агломерации», целью которого будет конструирование и сопровождение сложных проектов частно-государственного партнерства в приоритетных отраслях развития агломерации: создание общественно-деловых подцентров на периферии, развитие транспортной и инженерной инфраструктуры, утилизация твердых бытовых отходов, реконструкция территории садоводств, создание современного и экологически устойчивого пригородного рекреационного каркаса.

Сейчас в Петербурге «на выходе» находится проект закона о стратегическом планировании. Согласно ему, другим законом Санкт-Петербурга осенью будет утверждаться Стратегия социально-экономического развития Петербурга. Предполагается, что в этот закон (а также и в другие нормативные акты города и области, включая государственные программы) после тщательного обсуждения и согласования могли бы войти основные положения Концептуальной стратегии, став его ключевой частью. Тогда это будут уже не благие пожелания, а четкие руководства к действию.

Принятие в той или иной форме такой Стратегии именно в этом году поможет существенно эффективнее расходовать городские ресурсы в ситуации их серьезной нехватки и чувствительных экономических проблем.