30 ноября 2002 года в помещении префектуры СВАО (Милашенкова, 14) состоялся Круглый стол на тему "Развитие самоуправления в жилищной сфере: проблемы федерального законодательства". В Москве основные задачи по развитию этого направления возложены на префектуры и районные управы. В заседании Круглого стола приняли участие депутат Государственной Думы, заместитель председателя комитета по вопросам местного самоуправления Сергей Сергеевич Митрохин; депутат МГД, председатель комиссии по жилищной политике Галина Петровна Хованская; директор Института социальной политики, сопредседатель Союза потребителей Анатолий Григорьевич Голов. Для участия в работе Круглого стола приглашены главы районных управ, советники районных Собраний, старшие по дому, подъезду, председатели ЖСК, другие заинтересованные жители районов СВАО. Состоялся заинтересованнный, даже эмоциональный разговор.

"Останкинские ведомости" обратились к С.С. Митрохину, который является экспертом в области жилищно-коммунального хозяйства и курирует соответствующее направление в законотворческой деятельности Российской демократической партии "ЯБЛОКО" с несколькими вопросами.

- Сергей Сергеевич, во время многих Ваших публичных выступлений звучит фраза: "Мы считаем, что на определенное время надо ввести мораторий на повышение тарифов на услуги ЖКХ". Может, более подробно остановимся на этом вопросе?

Существующая система тарифов глубоко порочна. Платежи растут, но реально ничего не меняется. Как были перебои с подачей света, воды, так они и остаются. Точно также текут трубы: Между тем, монополист, в лице коммунального предприятия говорит: "Выделенных денег не хватает, нужно еще". Возникает вопрос: "Почему, собственно, так происходит?" Ответ очевиден. Повышая тарифы, власть ничего не делает, чтобы заставить монополиста что-то изменить, хотя бы починить ту же самую трубу. Почему коммунальщик ее не чинит? Да потому что знает: он придет в энергетическую комиссию, скажет, что ему не хватает денег, и гарантированно получит требуемую сумму. Поэтому необходим мораторий. Конечно, это временная мера. Его невозможно установить на сто лет, но ведь когда-то надо сказать монополисту: "Хватит! Мы повышали тарифы, теперь скажи, что ты сделал. Починил коммуникации? Наладил бесперебойную подачу воды? Пока этого не произойдет, не может быть и речи о новом повышении тарифов". Недопустимо повышать плату за коммунальные услуги, если при этом монополист не выполняет элементарных обязанностей перед потребителем.

Вы не опасаетесь, что после введения моратория ЖКХ станет еще беднее, чем сегодня? Ведь есть объективные причины повышения тарифов, инфляция:

Мы не против повышения тарифов как такового, оно будет происходить неизбежно. Однако пора покончить с практикой, когда повышение не влечет за собой никаких изменений в обслуживании. Если это перевести на более сложный язык, мы считаем, что реформа должна носить не фискальный характер, когда у тебя отнимают деньги и тем самым экономятся средства бюджета, а структурный, при котором на первом месте стоят реальные изменения: демонополизация, поддержка создания жилищных кооперативов и так далее.

Как "ЯБЛОКО" предлагает стимулировать проведение реформы?

В жилищно-коммунальной реформе должно быть два стимула: кнут и пряник.

Пряник - это всевозможные стимулы для того, чтобы люди содействовали реформе. Например, сокращаем тарифы для тех, кто вступил в товарищества собственников жилья. Или же вводим льготы для тех, кто установил счетчики.

Ну, а кнут - для монополиста, которого потребитель должен наказывать рублем. Сейчас оплата коммунальных услуг составляет 80-90 процентов. Если закон "Об основах федеральной жилищной политики" вступит в силу, счета будут выставлять на 100 процентов. Мы предлагаем заложить в него поправку: если потребитель считает, что увеличение тарифа не сопровождается улучшением качества обслуживания, он имеет право не оплачивать эти добавочные 10-20 процентов. Это и есть механизм кнута. Пусть монополист идет в суд и доказывает, что потребитель должен заплатить ему не 90, а 100 процентов. Эта норма будет гораздо эффективнее, если в суде он встретится не с отдельным гражданином, а с юристом, действующим от имени жильцов целого дома или квартала.

Предусматривают ли ваши предложения меры социальной защиты населения?

Конечно. Если не предусмотреть защитные механизмы, "реформа" может превратиться в настоящее бедствие. Взять, например, предложение о переходе к 100% оплате коммунальных услуг. Несмотря на то, что официальные СМИ говорят об отказе от этого решения, оно осталось в тексте закона. Что именно включается в тарифы? На первый взгляд десять добавочных процентов - мелочь, ради которой и спорить не стоило бы. Но сегодня делается попытка раздуть тариф за счет включения в него новых расходов. Потребителей пытаются заставить оплачивать капитальный ремонт домов, ремонт оборудования и даже долги соседей-неплательщиков. Если это произойдет, тарифы возрастут на 300-400 процентов, до уровня, неподъемного для подавляющего большинства россиян.

Поэтому так важна еще одна наша поправка к тексту о реформах ЖКХ, где говорится, что набор услуг, которые оплачивает потребитель, должен быть жестко ограничен. В этом списке ни в коем случае не должно быть капитального ремонта. Ведь, по сути, в затраты на капитальный ремонт можно включить что угодно, например "поселки отдыха" для коммунальных начальников. Куда идут платежи "на капремонт" в обычное время, никто точно сказать не может. Вот только в момент, когда такой ремонт понадобится, денег не окажется. Поэтому необходимо, чтобы для капитального ремонта был создан свой особый механизм, страховой, по типу пенсии. Деньги будут накапливаться в особом фонде и в нужный момент тратиться. Нельзя включать в тарифы инвестиционные составляющие - граждане просто не потянут такие расходы. Этим должно заниматься государство. Все расходы, не связанные с предоставлением услуг, должны быть выведены из тарифов.