Независимая Газета №53 (2115) 24.03.2000
Иван Родин, Сергей Правосудов

Избирательная кампания подошла к концу, по крайней мере на первом этапе. Будет ли ее второй этап, покажет 26 марта. И, несмотря на то что аналитики в один голос говорят о скуке, испытываемой в последние два с половиной месяца, некоторые интересные особенности избирательной кампании нельзя не обнаружить.

Кандидат Путин

Четыре года назад избирательная кампания кандидата в президенты РФ Бориса Ельцина в это время еще только разворачивалась. И хотя всем было понятно, что действующий глава государства обязательно сохранит свой пост, честные или хотя бы минимально приличные способы достижения такой цели были мало кому известны. Однако они все-таки нашлись, хотя такие эпитеты применить к ним можно было только с большой натяжкой. Мало-мальски они были приличны только по своей форме, содержанием же их было использование своего служебного положения главным кандидатом и аккумулирование для его победы больших — а некоторые утверждают, что чуть ли не всех имевшихся тогда в России — денежных средств. Как известно, для избрания Бориса Ельцина президентом в 1996 году была проведена общегосударственная пропагандистская кампания, которая, впрочем, вряд ли бы принесла положительный результат, если бы не развернутая под ее прикрытием мощная встряска всей разболтавшейся к тому времени российской государственной структуры. При отсутствии в стране развитого гражданского общества и почти полной зависимости большинства избирателей от какого-либо начальства именно последнее надо было настроить должным образом — и тогда выигрыш был фактически у тебя в кармане. Такая задача четыре года назад и была решена — с помощью административного воздействия, финансовых вливаний, предоставления разнообразных льгот и привилегий или с применением всех этих и других способов сразу.

Наиболее примечательными событиями публичной стороны ельцинской предвыборной кампании стали и сговор всех российских капиталистов в Давосе, и построенные в одну шеренгу почти все более или менее влиятельные СМИ, особенно телевизионные, и превращение самого кандидата в некий манекен, передвигаемый по всей стране вслед за толпой эстрадных артистов, и, конечно же, полномасштабная травля главного соперника — Геннадия Зюганова. Заметим, что ничего подобного в 2000 году нет. Российский капитал по отношению к Владимиру Путину совсем не един, а следовательно, масс-медиа тоже, никакой «попсы» не видно и близко, кандидат выглядит совершенно живым и на коммунистов обращает очень мало внимания.

Таким образом, в принципе можно было бы сделать вывод, что кампании 1996 и 2000 годов различаются кардинально. Однако, как представляется, это совсем не так, они разнятся только внешним антуражем, личностями кандидатов, наконец, политическим контекстом, на фоне которого они проводятся. Что же касается сути предвыборных кампаний и Ельцина, и Путина, то она одна и та же — это использование для победы на выборах прежде всего того административного ресурса, который дает кандидату пребывание у власти. Впрочем, стоит отметить, что если для того, чтобы избрать первого российского президента во второй раз, его команде приходилось страну заставлять и упрашивать, то нынешнему и.о. делать подобное с кем-либо, кажется, совсем не надо. Очевидно, что дело здесь как раз в том самом политическом контексте, который упоминался выше.

Борис Ельцин, как это известно всем, любил устраивать системы сдержек и противовесов, которые самому гаранту надо было только изредка корректировать, а потому вокруг него всегда складывались союзы различных группировок. Теперешний глава государства правила игры изменил: у него своя группировка, в которую в принципе можно вступать всем, кто этого хочет, причем без особых приглашений от него самого. Это с одной стороны. С другой же — тех, кто не хочет, в нее и не зовут, относясь к таким довольно равнодушно — во всяком случае, пока не наступило 26 марта. Это, очевидно, всех и пугает, а потому и бесконечен поток желающих быть вместе с Путиным.

Это только одно из внешних отличий путинской предвыборной кампании от ельцинской. Другое, кстати, широко разрекламированное, заключается в том, что самой этой кампании формально как бы и нет. Исполняющий обязанности президента, как известно, отказался от услуг дорогостоящих клипмейкеров и занимается только тем, что требует от него название его должности. Конечно, все его нынешние занятия исключительно публичные, дающие государственному телевидению обильную картинку, но кто может сказать, что это не дело президента — осматривать разнообразные заводы, выступать на всевозможных совещаниях, посещать любые регионы, пользуясь при этом тем транспортом, который в данный момент наиболее удобен, и так далее и тому подобное. Господин Путин все это и делает, кроме того, время от времени вспоминая, что он еще и глава правительства, которому в любой момент можно объявить о повышении пенсий и зарплат.

В связи с этим стоит отметить и особый путинский стиль, коренным образом отличающийся от ельцинского. Старый президент четыре года назад в своих метаниях по стране вынужден был изображать из себя прежнего харизматического лидера, но получалось это у него плохо. Новый же, заговоривший с избирателем понятным для всех языком бульварной литературы и газетных таблоидов, а для начальства разбавляющий его приличным канцеляритом, в настоящее время сам строит свою харизму. Это прежде всего значит, что никаких строгих правил для него пока не существует и что возможные ошибки в трудном деле общения с различными слоями народа можно исправлять в рабочем порядке безболезненно. Еще одно отличие путинской кампании — это фигура главного врага, которым на этот раз назначен не коммунист Геннадий Зюганов, а «демократ» Григорий Явлинский. Впрочем, лично г-н Путин с ним не враждует — так же, как и с остальными своими соперниками. Эту грязную работу за него делают те СМИ, которые присоединились к его команде. Сам он предвыборной борьбы, как известно, не ведет, а потому в отношении лидера «ЯБЛОКА» у него сохраняется свобода послевыборного маневра. Целью же «уничтожения» г-на Явлинского, как все прекрасно понимают, является победа Путина уже в первом туре. И, кстати, неуклонное следование этой цели — это еще одно обстоятельство, отличающее 2000 год от 1996-го. У Ельцина тогда шансов на выигрыш с первого захода не было вовсе.

Владимир Путин в своей борьбе за кресло первого лица российского государства, возможно, инстинктивно, но в некоторых случаях, очевидно, вполне сознательно использует давно опробованный многими правителями до него метод — он действует на противопоставлении себя своему предшественнику. Недаром уже довольно продолжительное время имя Ельцина и его лицо не появляются на телевидении, отсутствуют там же и доставшиеся Путину по наследству некоторые деятели прежнего режима. И используется такой метод не столько для того, чтобы подчеркнуть новизну своей кандидатуры в глазах избирателя, сколько с той целью, чтобы дать ему надежду, что после выборов по-другому станет жить и вся страна.

Кандидат Зюганов

Лидер КПРФ Геннадий Зюганов — кандидат в президенты номер два. Таким образом, Геннадий Андреевич является основным оппонентом действующей власти и фаворита президентской гонки Владимира Путина. Понимает это и он сам. Именно поэтому его президентская кампания, как и четыре года назад, построена на критике существующего режима и обещаниях в случае победы на выборах восстановить советскую власть.

Большинство политических аналитиков отмечают, что в отличие от кампании 1996 года, когда Зюганов играл на победу, теперь он скорее всего уверен, что не сможет в этом году стать президентом. Все эксперты сегодня сходятся в том, что главная цель Геннадия Зюганова в этой избирательной кампании — занять почетное второе место и постараться выйти во второй тур. В качестве побочной цели директор Института политических исследований Сергей Марков выделил желание лидера КПРФ укрепить структуру своей партии на местах.

В свою очередь, один из руководителей избирательного штаба Геннадия Зюганова Виктор Пешков заявил корреспонденту «НГ», что сейчас, как и в 1996 году, они играют на выигрыш.

Если говорить о технологии проведения кампании, то тут все эксперты единодушны: она стала гораздо профессиональнее и технологичнее. Геннадий Зюганов старается использовать приемы предвыборной борьбы, заимствованные у Запада. С этим утверждением согласен и Виктор Пешков. Он признал, что коммунисты действительно используют новые приемы работы с избирателями. Если раньше они опирались только на советский опыт пропаганды и агитации, то теперь ориентируются на новейшие разработки в области PR.

В беседе с корреспондентом «НГ» эксперт Фонда Карнеги Андрей Рябов отметил интересное отличие нынешней избирательной кампании Зюганова от аналогичного мероприятия образца 1996 года. По его мнению, тогда коммунисты были более агрессивны. Они мечтали о возвращении советских времен, надеясь, что избиратели их поддержат. Однако Геннадий Зюганов прекрасно понимал, что если его партия предстанет перед Западом в таком неприглядном виде, то цивилизованные страны мира сделают все, чтобы не допустить его победы. Именно поэтому лидер российских коммунистов старался хотя бы за границей показать себя умеренным социал-демократом. Геннадий Андреевич всеми силами пытался развеять искусственно навязываемый обществу миф о том, что он — продолжатель дела Иосифа Сталина. Это ему удалось. Сейчас никто не видит в Зюганове демона — с коммунистами, как оказалось, легко можно договориться. И именно поэтому теперь Зюганов снова старается показаться более радикальным, чем он есть на самом деле.

В свою очередь, директор Института региональных исследований Максим Дианов отметил, что в отличие от 1996 года Зюганов старается по любому поводу демонстрировать силу. Если в прошлую избирательную кампанию КПРФ была партией слабых и обиженных, то сейчас она пытается выглядеть сильной, способной решить любые проблемы страны. Геннадий Андреевич все время приводит в пример «красные регионы», где успешно работают губернаторы-коммунисты. Это изменение в стиле агитации связано с тем, что коммунисты поняли простое правило — взять власть может только сильный, слабому ее никто не отдаст.

Кандидат Явлинский

Лидер «Яблока» Григорий Явлинский уже второй раз участвует в президентских выборах, и, несмотря на то что позиции Григория Алексеевича за четыре года ничуть не изменились, его избирательная кампания стала совершенно иной.

Президентская кампания Явлинского образца 1996 года была очень рациональной. Григорий Алексеевич все время объяснял избирателям свою программу действий. Он пытался предстать перед народом в образе самого умного и профессионального политика, хорошо разбирающегося в вопросах экономики. Однако, поскольку проведением кампании руководили люди из «ЯБЛОКА», а не профессиональные «пиарщики», предвыборные ролики Явлинского были весьма слабыми и неубедительными. Директор Института политических исследований Сергей Марков в интервью корреспонденту «НГ» отметил, что «ЯБЛОКО» всегда было образцом того, как не надо проводить выборы. По его словам, все предыдущие избирательные кампании не только не приносили дополнительных голосов Явлинскому, а, наоборот, отнимали их. Теперь же «яблочники» пригласили команду профессионалов, и реклама в СМИ стала приближаться к западным стандартам.

Андрей Рябов считает, что нынешние избирательные технологии Григория Явлинского соответствуют лучшим мировым стандартам. Рационализм в этой кампании находится на самом минимуме. Теперь главное в образе Григория Явлинского не столько интеллект, сколько динамизм, энергия и популизм. Лидер «ЯБЛОКА» гораздо меньше говорит об экономике, его цель — просто привлекать к себе внимание, постоянно мелькая на экране. Избиратели могут видеть Григория Алексеевича на фоне разных декораций: вот Явлинский на показе мод, вот он на рок-концерте, а вот — в популярной телепрограмме «Смак». Его кампания стала очень агрессивной и массированной. Главный упор делается не на листовки и плакаты, а на появления в СМИ. Как выразился соперник Явлинского по избирательному списку Станислав Говорухин, «утюг включишь — там Явлинский!» По мнению Андрея Рябова, именно благодаря своей избирательной кампании лидер «ЯБЛОКА» вторгся в электоральное поле Владимира Путина, забирая у него голоса избирателей, так как предстал в виде молодого, энергичного и очень динамичного политика.

В беседе с корреспондентом «НГ» один из руководителей избирательного штаба Григория Явлинского Вячеслав Игрунов отметил, что замысел нынешней избирательной кампании очень прост. Интеллигенция и так хорошо знает кандидата, поэтому теперь «яблочники» пытаются привлечь голоса тех слоев населения, которые мало интересуются интеллектуальными проблемами, но готовы проголосовать за симпатичного им человека. Естественно, главный упор делается на образе кандидата — он смел, честен и демократичен. Изменилось и отношение к средствам массовой информации. Если раньше Григорий Алексеевич не очень много общался с журналистами, теперь, наоборот, его команда сама ищет возможности представить своего лидера прессе. Хотя за короткое время сломать уже давно сложившийся стереотип очень трудно. По словам Игрунова, нынешнюю предвыборную тактику нужно было применять еще три-четыре года назад — показывать Явлинского и как профессионала, и как человека. Но «яблочники» допустили ошибку: они были уверены, что если у них правильные идеи, то люди проголосуют именно за них. Теперь эта ошибка исправляется профессиональными политтехнологами.