ЗАЯВЛЕНИЕ

по проекту закона Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов»

(второе чтение)

Уважаемые депутаты!

При первом чтении проекта закона о бюджете фракция «ЯБЛОКО» заявила, что экономическая ситуация в стране и в городе не позволяет принимать предложенный проект бюджета, так как он готовился исходя из других экономических предпосылок. С момента первого чтения до сегодняшнего дня (3 недели – с 29 октября по 19 ноября!) ситуация усугубилась, разрыв проекта бюджета с реальностью стал еще больше:

на 10,8 % вырос курс доллара к российскому рублю;
на 9 % упали цены на нефть Brent;
на 3,7 % снизился индекс РТС.

Экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Достаточно сказать, что суммарная капитализация российского рынка акций с начала текущего года по 13 ноября снизилась на $234 млрд – до $531 млрд – это ниже, чем капитализация одной только корпорации Apple, достигшая $652 млрд. Таким образом, капитализация российского фондового рынка с начала года рухнула на 35%.

Очевидно, что обойтись без секвестра бюджета не представляется возможным. Еще в октябре Президент Владимир Путин завил, что придется «пересматривать бюджет в сторону сокращения расходов».

Однако Правительство Санкт-Петербурга и Губернатор идут в прямо противоположном направлении. Поправка Губернатора дополнительно предлагает увеличить расходы бюджета на 16 млрд руб., таким образом, предлагаемый дефицит бюджета составит 55 млрд руб., а госдолг увеличится на 1 млрд руб. (на 1 ноября госдолг Санкт-Петербурга уже составляет 18 млрд руб.). Какими бы нужными ни были предложенные проекты, увеличивать расходы бюджета в тот момент, когда Минфин РФ вынужден существенно сокращать объем дотаций регионам на поэтапное повышение оплаты труда бюджетников (официально приостанавливается выполнение даже «майских» указов!), – неправильно.

Представляется безответственным, что бюджетно-финансовый комитет (БФК) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в таких крайне сложных экономических условиях направляет более 1 млрд руб. неким неназванным некоммерческим организациям на выполнение «общественно-полезных программ», на «воспитание гражданственности и патриотизма» и «мероприятия в сфере культуры». Эта сумма для бюджета города небольшая, но очень показательная: даже в условиях серьезного экономического кризиса ряд депутатов не готов отказаться от весьма сомнительных трат бюджетных денег. При этом БФК практически единогласно отклоняет поправки депутатов от «ЯБЛОКА», предлагающих вместо проведения «молодежного патриотического форума» направить средства на поддержку молодых ученых, – что будет способствовать патриотическому воспитанию не словами, а делами.

Еще одна поправка БФК, впервые появившаяся в этом году, направляет средства бюджета в отдельные привилегированные муниципалитеты, грубо нарушая при этом бюджетное законодательство (основные параметры проекта бюджета, одобренные в первом чтении, были изменены БФК без согласования с Губернатором). Мы не можем в этой ситуации не поддержать комитет финансов и согласны с Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга, которые четко указали на нарушение Закона Санкт-Петербурга «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге».

По информации председателя комитета финансов Санкт-Петербурга Э.В. Батанова, ускорение инфляции (по сравнению с показателями, использованными при составлении проекта бюджета) никак не учтено и в поправке Губернатора.

Анализ проекта бюджета позволяет сформулировать ряд направлений по сокращению расходов.

Мы предлагаем:

Обеспечить прозрачность работы комитетов Администрации города – если все расчеты и обоснования к проекту бюджета будут размещаться в общем доступе в Интернете, то одно только это позволит снизить расходы бюджета;

Отказаться от затрат в размере 2,2 млрд руб. на намыв территорий для новой станции метро «Новокрестовская», необходимость которой вызывает серьезные сомнения;

Программы по капитальному ремонту домов должны быть связаны с программами по замене источников теплоснабжения и теплосетей – это позволит снизить суммарные бюджетные расходы;

Качественно модернизировать систему теплоснабжения, что позволит существенно снизить потери тепловой энергии при передаче по сетям и уменьшить удельные расходы на производство тепла, сократить субсидии ресурсоснабжающим организациям;

Лишить ГУПы монопольного права на оказание услуг. Сегодня в Санкт-Петербурге 55 ГУПов, а объем их заимствований на 1 ноября 2014 г. составляет 17 млрд руб. – дополнительно к госдолгу города. Это позволит привлекать на конкурентной основе независимых подрядчиков для оказания услуг городу и снизить их стоимость;

Жестко контролировать субсидии ГУП «Метрополитен», которые с 2010 г. по 2015 г. выросли в 11 раз при одновременном росте тарифов для граждан; при этом доля субсидий в доходах метрополитена увеличивается за это время с 6% до 35%. Как видно, растущие расходы «Метрополитена» (прежде всего, рост заработной платы) покрываются как за счет граждан (рост тарифов), так и с помощью субсидий из бюджета.

По нашей оценке перечисленные меры позволят сократить расходы бюджета 2015 г. примерно на 10%.

Мы убеждены: продолжать дальше расходовать бюджетные средства по инерции, просто увеличивая расходы предыдущего периода на уровень инфляции, нельзя.

Принятие двух ключевых поправок ко второму чтению – поправки Губернатора и поправки БФК – не улучшит бюджет, а ухудшит его. Поддерживать эти поправки мы не считаем возможным.

Депутат,

Руководитель фракции «ЯБЛОКО» Г. А. Явлинский