«Комсомольская правда», 11 марта 2000 года

Александр Китайгородский, доктор филологических наук

Президентская предвыборная гонка в России вышла на финишную прямую. Уже определилась лидирующая тройка — Путин, Зюганов, Явлинский, и ее состав вряд ли изменится за считанные дни, оставшиеся до 26 марта. Нынешнего и.о. президента и его окружение вполне устроил бы сценарий проведения выборов в два тура, при условии, что 16 апреля на ринг выйдет пара Путин — Зюганов. Тогда и демократический декорум будет соблюден, и победа наследника Ельцина обеспечена. Попугав власть в первом туре поддержкой лидера КПРФ, они проголосуют за Путина во втором, из двух зол выбрав меньшее. Именно на такой сценарий рассчитывают в Кремле. Недаром Путин звал «Единство» и КПРФ двумя системообразующими партиями российской политической жизни.

Но тут и.о. президента может подстерегать опасность — он рискует заразиться левыми идеями и кончить планом вместо рынка. А с возрождением тоталитарной системы нынешнего и.о. президента вполне могут легко заменить люди, поднаторевшие в составлении предсъездовских отчетов, в битвах за урожай, за сталь, за уголь, в ликвидации разрыва между косовицей и обмолотом.

В этом отношении гораздо безопаснее для «Единства» было бы иметь в качестве партнера по двухпартийной системе либеральное «Яблоко». Партия Григория Явлинского никогда не выйдет за пределы конституционного поля, а ее лидер никогда не скатится к диктатуре — это подтверждает весь политический путь Явлинского. И.о. президента делает в последнее время одну ошибку за другой, все больше повышая тем самым шансы лидера «Яблока» на выход во второй тур.

Взять хотя бы нашумевшее заявление о возможности в будущем вступления России в НАТО. Его тотчас же стали дезавуировать и министр иностранных дел Игорь Иванов, и представители Генштаба. Никто, мол, нашу страну в НАТО принимать не собирается, и нам самим сегодня это совсем не надо. Но слово, как известно, не воробей. Теперь Россия фактически утратила право протестовать против намерения государств Прибалтики присоединиться к Североатлантическому пакту. А если в Киеве вдруг откажутся от нынешней политики неприсоединения к блокам и начнут добиваться членства в НАТО? Крыть нам будет нечем.

Куда больше отвечает национальным интересам России внешнеполитические взгляды Явлинского. Лидер «Яблока» предлагает не допустить возникновения однополярного мира, в котором господствовали бы США с помощью НАТО. Для этого следует повысить роль Совета Безопасности ООН и региональных систем многосторонней безопасности, а не отдавать покорно всю Европу под натовский зонтик. Во что это обходится, прекрасно продемонстрировали события в Косово.

Также и в Чечне, где генералы поторопились объявить о достигнутой победе. Как раз после взятия Шатоя, последнего города, остававшегося в руках боевиков, потери федеральных войск драматически возросли. И опять мы узнаем об этом из сообщений иностранных агентств, и потом их очень нехотя подтверждают наши генералы, уменьшая цифры в два-три раза. Если каждый из оставшихся до выборов дней в Россию из Чечни будут поступать десятки, а порой — и сотня гробов, то шансы Путина на победу в первом туре улетучатся. Партизанская война ведь только начинается. В последнее время именно из-за все нарастающего тупика в чеченской кампании рейтинг и.о. президента испытал резкое падение — с 62 до 55 процентов, в то время как рейтинг лидера «Яблока» испытывает устойчивый рост. Взоры разочарованных избирателей обращаются к Явлинскому — единственному кандидату, настаивающему, что проблема Чечни должна решаться не только военными, но и политическими методами. Если дело пойдет и дальше в том же духе, выход пары Путин — Явлинский во второй тур станет реальностью. И кто бы ни победил в итоге, демократия от этого только выиграет.