Ветеран президентской кампании, лидер «Яблока» Григорий Явлинский наиболее ответственно отнесся к требованию довести до избирателя развернутую программу своих действий в случае победы на выборах. Он оказался единственным из дюжины кандидатов, кто рискнул предложить на суд общественности собственную комплексную президентскую программу под названием «Стратегия прорыва».

После презентации программы, прошедшей в Москве, в Центральном доме журналиста за пять дней до выборов, Григорий ЯВЛИНСКИЙ ответил на вопросы «ОГ».

Григорий Алексеевич, ваша программа — это 65 страниц убористого текста, охватывающего практически все аспекты жизни страны — политические, экономические, социальные… А могли бы вы выделить из своей программы что-то одно, но самое главное?

Самое главное: это создание в России государства, защищающего права своих граждан. Или, если уж сказать совсем короткой формулой: государство для граждан.

В свое время большевики выдвинули тройственный лозунг: "Землю — крестьянам, фабрики — рабочим, мир — народам" и, взяв власть, сразу же выпустили декреты, соответствующие этим лозунгам. Каковы будут ваши первые указы, если вам доведется победить на выборах?

Прежде всего, все мои указы будут абсолютно исполнимы, в отличие от большинства тех, что выпускались прошлой и нынешней властью. Ну, а направлены первые из них будут на укрепление российского государства, прекращение кровопролития на Кавказе и запуск экономических реформ.

Каким образом вы собираетесь укреплять российское государство?

Во-первых, необходимо укрепление границ и таможни по всему периметру. За Уралом средняя плотность российского населения — 3 человека на квадратный километр, а у наших соседей — 170. Причем соседствуем мы, по большей части, с самыми неблагополучными и бедными странами мира, которым не дают покоя наши природные ресурсы.

Во-вторых, требуется эффективный федеральный контроль в регионах за расходованием государственных средств. Это ключевой вопрос для развития образования, культуры, здравоохранения, безопасности.

В-третьих, пора реально начать бороться с коррупцией.

Воровать в России должно быть страшно и опасно, а не приятно и престижно, как сейчас.

Не поздно ли вы решили презентовать свою программу — всего за пять дней до выборов?

На самом деле моя программа была представлена стране еще 10 лет назад. Все это время она лишь уточняется. Так, полгода назад, перед парламентскими выборами, мы представили ее в виде внесенного в Думу и правительство бюджета, проработанного по всем направлениям. Так что уж кого-кого, а меня нет оснований упрекать в отсутствии или утаивании своих программных установок.

Вспоминая программу 10-летней давности, очевидно, вы имеете в виду легендарные "500 дней". В чем связь и в чем отличия той программы и нынешней?

Та программа была опубликована в августе 1990 года под девизом "Человек. Свобода. Рынок". Нынешняя программа имеет точно такой же девиз, и в этом смысле между ними есть преемственность. А содержательно изменилось очень многое. Сегодня нам ничего не нужно ставить с ног на голову, не нужны новые потрясения, а требуются точные решения вполне конкретных проблем.

Вы оказались едва ли не единственным из дюжины кандидатов, решившимся выступить с развернутой программой. Остальные в лучшем случае ограничились краткими тезисами. Как вы считаете, почему?

Они боятся: им просто нечего говорить. Ни один мой оппонент не может положить на стол ничего связного, отвечающего на основные вызовы времени.

Не означает ли это, что программы вообще не играют никакой роли в нынешних выборах?

Означает, к сожалению. Вообще-то, программы, конечно же, имеют значение. Но нынешние выборы в России устроены таким образом, что они никак не связаны с оценкой избирателями программ, нравственных и политических позиций кандидатов. Разборки идут по другим поводам. Выборы превратились в политическое шоу. И сейчас мы наблюдаем высшую фазу этого шоу — престолонаследие.

Что вы имеете в виду?

Почему, скажем, люди будут голосовать за Путина? Только по одному поводу, связанному с войной. Отложите в сторону все, что Путин сделал на Кавказе, и что останется? Какие решения за последние 9 месяцев состоялись в области экономики, государственного строительства, образования, культуры? Кроме кровопролития ничего нет!

Григорий Алексеевич, на что вы надеетесь по результатам выборов?

Мы очень серьезно боремся за то, чтобы выйти во второй тур вместо Зюганова, который на сегодня, судя по его словам и делам, просто-таки стал доверенным лицом исполняющего обязанности президента.