22 марта 2000 года

Решение Сергея Вадимовича Савостьянова о снятии своей кандидатуры с президентских выборов с моей точки зрения и с точки зрения всех сил, поддерживающих меня, имеет принципиальное политическое значение.

Оно означает начало консолидации демократических сил в России. Наша задача на этих выборах — это победа над коммунистами в первом туре президентских выборов. Мы очень близки к решению этой задачи. Снятие кандидатуры одного из известных и уважаемых в стране демократических политиков в пользу единого демократического кандидата, означает, что мы вплотную придвинулись к решению этой сложной, но абсолютно необходимой для России задачи.

Мы намерены создать мощную демократическую коалицию, которая будет противостоять расползанию абсолютистских, тоталитарных, криминальных тенденций в российском обществе.

В этой связи я хочу сделать следующее заявление. Независимо от исхода выборов 26 марта я готов участвовать в создании широкой правой демократической коалиции с участием «Яблока», СПС и других политических партий и организаций правого спектра, при этом не претендуя на единоличное руководство этой коалиции.

Итоги президентских выборов мы сможем оценить только тогда, когда мы выберем не только новую власть, но и создадим мощную демократическую основу для этой власти либо мощную демократическую оппозицию. Объединение совершенно необходимо, чтобы общество смогло защитить те ценности, которые с таким трудом появились за последние 10 лет в России.

Для нас важнейшие ценности — это право избирателей быть избранными, свобода слова, права человека, право на частную собственности. Для защиты этих ценностей и их укрепления мы участвуем в президентских выборах. Мы уверены в том, что мы можем победить коммунистов в первом туре. И мы намерены активно бороться за победу во втором туре.

Мы хотим создать крупную правую партию в России, которая определит будущее России в 21 веке.

Программа «Время» — Газета «Ведомости» опубликовала, что в вашей кампании участвуют частные немецкие фонды. Подтвердите или опровергните. И второй вопрос. Та же пресса утверждает, что вы пользовались услугами пластических хирургов для того, чтобы расположить к себе электорат? Что вы можете сказать

Г.Я. — Хорошие вопросы. Все финансирование моей кампании происходит идет в строгом соответствии с российским законодательством. Мы сами его создавали, мы его хорошо знаем и не нарушаем. Ни о каких других источниках поступления средств мне не сообщал никто, включая ЦИК. Отчеты о своем предвыборном фонде я подписываю каждую неделю, все они переданы в ЦИК, все они публикуются. И все это происходит в абсолютном соответствии с российским законодательством.

Что касается второго вопроса — то это только ОРТ может такое сообщать в состоянии совершенно предвыборном. Это с ними случается. И я думаю, что тем, кто это придумал нужно пользоваться услугами не косметологов, а психиаторов. Косметологи тут уже не помогут.

Телекампания НТВ: — Если вернуться ко вчерашним событиям, когда Савостьянов снял свою кандидатуру. Титов сегодня заявил, что на него было оказано давление. Вы, как очевидец, можете сказать, давили ли на Титова?

Г.Я. — Это он сказал в переносном смысле слова. Что касается Константина Алексеевича, то я уважаю его решение. Я понимаю его. Он человек опытный. Конечно, в этом вопросе. смысле Евгений Вадимович, как мне кажется был прав. Но у Константина Алексеевича еще есть возможность обдумать свое решение.

Русская служба «ВВС»: Как вы видите расклад в коалиции, потому что существует решение о поддержке Путина. В то же время у вас есть достаточно критический взгляд на многие действия врио.

И второе — сейчас в Центризбиркоме рассматривается запрос, поданный некоторыми вашими конкурентами о якобы допущенной агитации в воинских частях. Прокомментируйте пожалуйста.

Я был в воинской части как депутат Государственной Думы, что разрешено российскими законами. Я был туда приглашен и встречался с военными, как депутат.

Что касается коалиции, то чрезвычайно важным результатом этих президентских выборов я считаю создание широкой демократической правой коалиции как основы в будущем крупной демократической право-либеральной партии. Ни Яблоко ни не претендуем на лидерство в этой коалиции.

Программа «Вести»: За фигурой Савостьянова стоит не так много избирателей, он не принадлежит ни к какой партии, и нельзя сказать, что он олицетворяет собой широкое демократическое мнение. Поэтому является ли знаковым то, что произошло. Если бы отказался например, ну…

— Путин?

— Путин не откажется…

— Почему, этот вопрос стоит на повестке дня.

— И второй вопрос. Если выборы пройдут и ни в первом, ни во втором туре вы не получаете ничего, у меня возникает ощущение, что на этом надо заканчивать.

— Я хорошо себя чувствую и у меня ничего не возникает. А во-вторых, Евгений Вадимович гораздо более известный в нашей стране политик, чем В.В. Путин. Страна знает существование политика Савостьянова 10 лет. Он был одним из тех, кто в 1990 году сыграл очень важную роль в создании крупнейшей в то время в России демократической партии «Демократическая Россия». Смысл того, что он сделал заключается не в том, сколько процентов перейдет к тому или иному кандидату. Смысл в том. что называется «эффектом соединения». Люди поверили, что российские политики могут пойти на компромиссы и преодолевать позиции. Кроме того, его шаг означает реально наступающую на страну опасность. Олпасность, которую он видит сегодня как генерал спецслужб, который имеет свои собственные представления о том, что может произойти в стране. А Савостьянов, пожалуй, единственный генерал спецслужб, который полностью сформировался после 1991 года и не имеет опыта работы в КГБ. Поэтому его поступок имеет очень большое знаковое значение.

«Интерфакс»: — У вас не возникает ощущения, что Савостьянов к этому шагу готовился с самого начала.

Г.Я. — Я второй раз участвую в президентских выборах и поэтому у меня ничего не возникает. Кроме того, невозможно себе представить, чтобы человек затевал такое дело, тратил столько средств и сил, выложил свое имя на прилавок, чтобы люди могли его оценивать, для того, чтобы просто сняться. Я отдаю дань уважения той политике, а это именно политика, которую Евгений Вадимович провел в этой кампании.

Вопрос: — Генерал Савостьянов был причастен к Чеченской войне 1994-96 гг., а вы тогда были против.

Г.А.- Все, кто участвует в российской политике, кто работал в российском правительстве и парламенте, несут ответственность за то, что происходило раньше и происходит сейчас в Чечне.

Вопрос: — Когда возникла идея объединения кандидатов.

Г.Я. — 10 лет назад. Вчера состоялся первый практический шаг.

Вопрос: — Считаете ли вы, что Путин опасен для российской демократии?

Г.Я.: — Да, считаю и именно поэтому участвую в выборах. Путин — это скрытый коммунист, который ведет свою политику советскими методами. Его программа, хотя он и говорит другие слова, не сильно отличается от того, что говорят Зюганов и Жириновский. А действия похожи на те, что чаще всего поддерживает лидер коммунистов Зюганов. Именно в этом вижу причину того, что ключевые посты в Государственной Думе были отдана коммунистам, а сам он поддерживал на выборах губеранатора Московской области ближайшего соратника Зюганова Селезнева. В том же ключе можно еще говорить и о войне и об экономике.

Финское телевидение: — А за кого вы будете голосовать на выборах?

Г.Я.: Я буду голосовать за единого кандидата от демократических сил.