— Каков ваш общий политический прогноз на следующий год и предстоящие выборы в Четвертую Думу?

— Что касается общего прогноза, то я не вижу оснований для существенных изменений. К сожалению, недоверие граждан к властям будет расти, увеличится процент протестного голосования и неявки на выборы. Это показала даже перепись. Большая политическая проблема — недоверие и отчуждение людей от собственной власти. Это если не будет каких-либо катаклизмов и крупных событий, вроде событий на Дубровке. У президента заканчиваются 3 года правления, а в России каждые 3 года происходят большие изменения — так было раньше, так может произойти и сейчас. После 3 лет доверия все может измениться.

А вообще делать прогнозы в России — дело неблагодарное. Невозможно сказать, как будет выглядеть Дума, потому что искусственное манипулирование на выборах очень сильно. Кто за год мог говорить о появлении «Единства»? И нет основания полагать, что выборы будут происходить по какой-то другой схеме. И поскольку фактор манипулирования невероятно силен, невозможно что-либо предвидеть.

— Каково сегодня отношение «Яблока» к президенту, курсу его реформ, к администрации президента и правительству?

— Я не разделяю отношение к президенту от отношения к его администрации и правительству, потому что он несет за них ответ. Мы и к экономической политике, и к внутренней политике, и к политике в отношении Чечни относимся негативно. Что касается внешней политики, то в целом мы считаем курс Путина правильным. Но этого недостаточно: мы действительно поддерживаем его во внешней политике, а что касается всего остального — нет!

— Как будут развиваться отношения с СПС, как «Яблоко» относится к проекту «выдвижения единого кандидата»?

— Да, была идея СПС: партия, набравшая большинство голосов на выборах-2003, выдвинет единого кандидата от правых партий на президентские выборы. Но нами она не обсуждалась — мы не видим в этом никакого смысла.

Мы хотели бы выработать общую платформу со всеми демократами, не только с СПС. Сейчас ведется работа по решениям Демократического совещания. Если удастся сделать общую платформу, то можно будет обсуждать структурные вопросы на следующие выборы. Но пока нет общей платформы — обсуждать нечего. Сначала решение идеологической, точнее — ценностной задачи: кто мы такие, на чем настаиваем, какие взгляды, как оцениваем прошлое и будущее, как оцениваем проведенные реформы.

— Мелькают слова: то правые партии, то демократические… Как можно обозначить положение «Яблока» в спектре. Есть мнение, что сегодня «Единство» — это правоконсервативные силы, СПС — праволиберальные, а «Яблоко» — леволиберальная партия… Насколько реально отличаются позиции «Яблока» от позиций СПС и «Единства»?

— Мы себя позиционируем как Российская демократическая партия, и если говорить в терминах этого спектра, то мы — либерально-социальная партия с либерально-социальной идеологией. Если смотреть с точки зрения шкалы, то мы правее центра. Отношение мое к «Единой России» такое же, как к НДР. Жить она будет до тех пор, пока Путин не прикажет ей умереть. Как только прикажет — они все тут же с удовольствием умрут. Скажут только: «большое спасибо», — и сами с собою покончат. Это никакая не партия, а отряд номенклатуры.

Что касается СПС, то по некоторым вопросам взгляды различаются очень существенно. У нас разные позиции, прежде всего по ЖКХ и РАО «ЕЭС». СПС — это партия бизнеса. Бизнес-партия не может оторваться от власти, т.к. бизнес не может оторваться от власти. Хотя в СПС много хороших людей. В «Единстве» не знаю, а в СПС есть.