Газета «Экономика и Жизнь», 18 марта 2000 года, №11

С уходом Ельцина должна была бы закончиться эпоха номенклатурной гвардии, с помощью которой почти десятилетие безуспешно решались проблемы перестройки экономики страны, но так и не была выработана экономическая стратегия развития. Многочисленные «антикризисные» программы сменяли друг друга. Президент не смог создать надежную команду единомышленников. Этим во многом объясняются частые смены глав правительств. Действия подменялись заверениями о «неизменности курса реформ». Контроль над экономикой был утрачен.

Сегодня стране нужен человек, знающий проблемы экономики во всей полноте их взаимосвязи, имеющий на этой основе ясную концепцию их решения. С ним должна прийти команда единомышленников, так же глубоко понимающих проблемы и готовых работать в единой упряжке, а не тратить время на споры и дебаты. Время не ждет! Его просто нет в запасе.

Наши СМИ уже не один месяц предлагают набивший оскомину один и тот же список возможных кандидатов, лениво тасуя их рейтинги. У этого сегодня на 2% ниже, а у того, наоборот, выше. «Какой однообразный пейзаж!» — как сказал в свое время Владимир Маяковский. Об экономике и ее законах многие кандидаты имеют очень слабое представление. Этот пробел компенсируется набором общих фраз и заверений. Среди всех них особняком стоит только Г. Явлинский, наиболее подготовленный и грамотный специалист.

До начала ускоренного «вхождения в рынок» в России действовала государственная система цен и тарифов. Любая продукция, от пуговицы для брюк до шагающего экскаватора, требовала согласования и утверждения цены. Все утверждалось и контролировалось. Если тариф на стрижку головы трудящегося в поселке N был иной, чем в соседнем поселке NN, это уже было серьезное нарушение принципа унификации, с соответствующими выводами.

Принцип «единомыслия» действовал четко. Естественно, что в условиях рыночной экономики такая система работать не могла.

В декабре 1991 г. вышло постановление Совета Министров «О мерах по либерализации цен». Идея потрясает своей первобытной чистотой. При пустых прилавках, абсолютном дефиците «всего и всякого» со 2 января 1992 г. на всю продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги были введены свободные (рыночные) цены и тарифы, складывающиеся под влиянием спроса и предложения. По рыночным ценам производятся и госзакупки сельхозпродукции. Просто и по-революционному решительно. От диктатуры цен — к свободным, рыночным ценам. Хотя еще тогда Григорий Алексеевич Явлинский предупреждал об опасности подобных необдуманных шагов. Как известно, у него был ряд экономических программ, которые он разработал, занимая высокий пост заместителя Председателя Совмина по управлению народным хозяйством. Программы эти были рассчитаны на плавный, безболезненный переход к рынку в условиях сохранения единого экономического пространства бывшего СССР. Но Явлинского не послушали. В результате сторонники Беловежских соглашений начали переделывать экономику «под себя», а Григорий Алексеевич был вынужден подать в отставку, формальным поводом для которой стал отказ подписать постановление о повышении закупочных цен на мясо и зерно. Что же получилось в итоге?

Результат скачка цен 1991 г. россияне до сих пор ощущают на собственном опыте. Цены, несмотря на робкие попытки сдержать их рост, стремительно полезли вверх. Предприятия быстро «проели» свои финансовые ресурсы. Не было средств расплачиваться с поставщиками, выплачивать зарплату своим рабочим. Сократилось поступление средств в бюджет. Задолженность по зарплате, пенсиям, пособиям приобретает хронический характер.

Кого сегодня винить в безудержном росте цен на все, что производится? Сельхозники виноваты в росте цен на свою продукцию? По некоторым расчетам, сельскохозяйственная продукция подорожала в 2000 раз. Но цены на изделия промышленности увеличились в 9000 раз. Чтобы купить комбайн, раньше надо было продать несколько десятков тонн зерна. Сегодня речь идет о тысячах тонн. Многие продукты стало невыгодно производить у нас. Слишком высоки цены на комбикорма, удобрения, тарифы на электроэнергию. Дешевле завезти их из-за рубежа. Как обеспечить в этих условиях не только неизменность цен, но и нормальные доходы фермеров и колхозников? В развитых странах очень внимательно следят за соотношением доходов, получаемых рабочими в промышленности и сельском хозяйстве. Там прекрасно понимают, что от этого зависит стабильность в обществе.

Сегодня прилавки магазинов наполнены самыми разнообразными продуктами: нашими и импортными. Но, купив ту же «Любительскую» колбасу, вы уверены, что она изготовлена из нашего, а не импортного мяса? Не садимся ли мы на «иглу» зависимости от импорта товаров?

Не меньшее влияние на рост цен оказывают бесчисленные «посредники», как спрут опутавшие своими щупальцами все предприятия промышленности, торговли и сельского хозяйства. Не производя ничего, они увеличивают за счет наценок стоимость, имея от этого огромные доходы.

Инфляция съедает индексацию зарплаты бюджетникам и пенсионерам, которая проводится далеко не регулярно. Говорить о каком-то повышении жизненного уровня основной массы населения не приходится.

Таковы очень схематично последствия «шоковой терапии». Конечно, нельзя все беды сваливать только на либерализацию цен. Но это был катализатор — ускоритель процесса. Другие параллельные меры только усиливали его действие.

Все это — результат политики, проводимой властью. Сейчас суть этой политики удивительно точно сформулировали в отношении и. о. Президента — безальтернативная. Ельцинская эпоха насквозь была пронизана неприятием здравого смысла. Сейчас пришло время искать контакты и компромиссы с теми, кто разбирается в отечественной экономике.

Только программу действий «Яблока» и его лидера Григория Явлинского можно противопоставить попыткам сделать гибрид из Госплана и рынка. Несмотря на безответственную растрату экономического наследства СССР, резервы национального возрождения сохраняются и сейчас. При формировании в России социально ориентированной рыночной экономики можно совместить главную ценность прошлого — высокую социальную защищенность каждого члена общества с самым эффективным методом экономического развития. Реформы должны проводиться в интересах всего общества, приводить к улучшению, а не к ухудшению жизни людей. Это главный постулат программы Григория Явлинского, и в существующих условиях он представляется единственно верным.

Экономика не терпит радикализма. Реформы должны быть созидательными и постепенными — без шоков и кризисов. Именно такой путь, судя по экономической программе, предлагает сегодня Григорий Явлинский.

В первую очередь он предлагает приложить усилия по восстановлению доверия к государству со стороны рядовых граждан и деловых людей, создать условия для оживления реального сектора экономики и противодействовать переделу собственности. Отдельным пунктом проходит налоговая реформа. Лидер фракции «Яблоко» намерен добиться снижения налоговой нагрузки с целью высвобождения ресурсов для экономического роста. Явлинский предлагает упростить налоговую систему и сократить затраты на ее обслуживание. По мнению экспертов, этот решительный шаг непременно приведет к появлению в стране «живых» денег. А это означает выплаченные зарплаты и пенсии, отсутствие инфляции.

Явлинский настаивает на появлении в аграрном секторе эффективного собственника, поскольку полагает, что необоснованная жесткость финансовой политики привела к утрате продовольственной независимости страны.

Очевидно, что Г. А. Явлинский — прагматик, ходящий по земле, а не теоретик, порхающий в облаках иллюзий и модных теорий. Этот человек призван избавить страну от шока той безумной терапии, которая была к ней применена реформаторами первой и второй волны. Этот вектор в его действиях доказывает многолетняя законотворческая работа Явлинского и его фракции в Думе. У Явлинского сильная команда единомышленников. Я уверен, что пришла пора воспользоваться знаниями и опытом этих людей. Сейчас пришла их эпоха.

А. Антонов , кандидат экономических наук