Выдвижение самарским губернатором Константином Титовым инициативы о создании нового политического блока, который отражал бы интересы российских регионов («голос России»), пополнило список претендентов на роль «партии власти» на очередных парламентских выборах.

В принципе идея создания подобного политического объединения обсуждалась в политических кругах довольно давно. Еще в прошлом году после отставки Виктора Черномырдина с поста премьера в недрах НДР витали проекты о преобразовании «Нашего дома» в некую федерацию региональных «партий власти». Впоследствии такой подход активно лоббировал Александр Шохин, за что, не будучи понятым, в конце концов, и поплатился. Определенные надежды в провинции возлагались и на то, что «Отечество» Юрия Лужкова тоже может стать «партией регионов». Однако и в том, и в другом случаях «московоцентристские» тенденции в силу разных причин возобладали. Так что в этом смысле появление инициативы Титова стало закономерным ответом на вызовы времени. Вопрос теперь состоит в том, в какой мере оправданы претензии «Голоса России» на роль «партии власти».

С одной стороны, есть ощутимые доводы в пользу успеха этого проекта. Обращение к российской общественности, ставшее его «исходным» документом, подписали 30 членов Совета Федерации. Осведомленные наблюдатели утверждают, что поучаствовать в создании нового блока, на самом деле, готовы гораздо больше сенаторов, которые по разным соображениям пока не готовы примкнуть к нему публично. По словам Титова, уже сейчас новое политическое объединение могут поддержать 40 млн. избирателей. Судя по всему, и ряд влиятельных региональных промышленно-финансовых групп также заинтересован в успешном становлении «Голоса России» (в этой связи обычно называют могущественного алюминиевого магната Олега Дерипаску). По некоторым данным, началась скупка новым блоком столичных СМИ (пока речь, правда, идет лишь о второстепенных изданиях, типа некогда популярной газеты «За рубежом» и англоязычной Moscow Times). Словом, условия для успешного старта у «Голоса России» есть.

Но с другой стороны, имеются и серьезные препятствия, которые могут помешать проекту Титова превратиться в мощную политическую силу.

Первая проблема состоит в том, что для удачного выступления на парламентских выборах по партийным спискам необходимо иметь яркого и раскрученного во всероссийском масштабе политического лидера либо популярную идеологию (лучше — и то, и другое). Есть основания полагать, что этим лидером очень не прочь бы стать и сам Константин Титов. В Самаре уже давно идет формирование его предвыборной инфрастуктуры, а амбиции волжского губернатора хорошо известны. Но психология нашего губернаторского корпуса такова, что лидеры регионов вряд ли кому позволят «идти не в ногу». Это на собственном опыте успел почувствовать политик, располагающий на сегодняшний день куда большими ресурсами, чем Титов, — столичный мэр. Даже к его претензиям на место «первого среди равных» многие региональные лидеры относятся с глубоким подозрением. У Титова в этом плане проблем, думается, будет еще больше. Как, впрочем, и у любого другого губернатора, пожелавшего возглавить «партию регионов», включая совершенно невероятный вариант с Александром Лебедем. Да и на раскрутку любого губернатора как политика федерального уровня потребуется немало времени и усилий. Возможно, регионалы-учредители «Голоса России» попытаются каким-то образом привлечь на свою сторону премьера Евгения Примакова (если не в качестве лидера партсписка, то в роли лица, благословляющего блок на победу). Однако и в такую перспективу верится с трудом. Примакову, если он действительно решится участвовать в президентских выборах, не нужна тесная привязка ни к одному из имеющихся избирательных объединений. Во-первых, потому что это может вызвать ненужные подозрения у Бориса Ельцина. А во-вторых, премьеру, претендующему на роль консолидирующей общество и элиты фигуры, крайне важно находиться над партийной схваткой, а не участвовать прямо или косвенно в ней. Так что с перспективным лидером у «Голоса России» перспективы пока просматриваются не совсем радужные.

То же можно сказать и об идеологии. Трудно согласиться с Титовым, что набор таких истин, как «нормальная работа, семья, свой участок земли, свой дом, пусть в кредит, машина, образование детей, безопасное для жизни здравоохранение» (интервью Независимой газете 26 февраля), в нынешних российских условиях идеологией не является. Многие политики и до «Голоса России» пытались выходить к избирателям с аналогичными предложениями, называя их то «здоровым консерватизмом», то «либерально-консервативной» идеологией, но неизменно терпели неудачу в соревновании с устоявшимися идеологическими конструктами КПРФ («коммунизм», а на деле социал-традиционализм), «Яблока» и «Демвыбора России» (либерализм), ЛДПР («национализм» и «державничество»), которые при всех своих минусах отражают сложившиеся в массовом сознании ценностные представления о той или иной идеальной модели общества для России. Думается, что и «Голос России» с идеологией типа «хороший дом, хорошая жена» не сможет соперничать с ведущими российскими партиями.

Следующая проблема — консолидации нового блока. Конечно, каждый из участвующих в нем губернаторов способен провести в будущую Думу несколько депутатов-одномандатников. Но где гарантии, что в парламенте они составят единую политическую силу, а не превратятся в заурядных региональных лоббистов, которые ни о чем другом, как об интересах своего субъекта Федерации думать не будут. Опыт фракций «Новая региональная политика» и «Регионы России» показывает, что без признанного лидера, общей идеологии депутатские объединения, состоящие из одномандатников, практически не имеют шансов превратиться в мощную политическую силу.

И, наконец, последнее. Для того, чтобы стать «партией власти», «Голосу России» нужна поддержка значительной части элит. Но даже губернаторы пока не рискуют делать однозначную ставку на инициативу Титова. Их представители есть и в «Отечестве» у Лужкова, и в НДР у Черномырдина. Обеспокоен проектом «Голоса России» и спикер сената Егор Строев, ведь в случае успеха у региональных элит может появиться иной, помимо Совета Федерации, центр принятия решений. Позиция федеральной исполнительной власти в отношении нового блока пока не определилась. Однако можно предположить, что на ее поддержку инициаторы «Голоса России» смогут рассчитывать только в том случае, если федералы удержат проект под своим контролем и руководством. Но нужно ли это губернаторам? Вопрос, думается, риторический.

Поэтому только в случае успешного решения перечисленных проблем, «блок Титова» может успешно побороться за звание «партии власти».

Источник: Андрей Рябов. Получит ли «Голос России» голоса избирателей?. «Русский журнал», 2 марта 2002 года