Петр Вайль, Прага: Государственная Дума России отказалась создать парламентскую комиссию по расследованию трагедии с захватом заложников на Дубровке. Мотивы отказа понятны: слишком много неблаговидного выявится при любом, самом верноподданном расследовании. Слишком много погибших. Слишком вопиюще, что убили их — свои. Слишком много свидетелей того, что у террористов было время взорвать здание, но они не взорвали.

Почему — неизвестно. Но точно известно, что заложники погибли от рук своих. Любому расследованию не обойти этот факт. А так остается нетронутой официальная точка зрения — об отлично проведенной операции. Правда, уже не слышны эпитеты «блестящая» и «безупречная». Некоторое отрезвление пришло.

Нет, операция не отличная и даже не просто хорошая. Сравнительная статистика. 77-й год, Нидерланды — 51 заложник, при штурме погибли трое. 78-й, Никарагуа — четыре тысячи заложников, все освобождены после переговоров. 82-й, Гондурас — 105 захваченных, переговоры, освобождены все. 89-й, Никарагуа — более ста заложников, штурм, все живы. 2000-й, Таиланд — две тысячи человек, штурм, все живы. С Дубровкой сравнима только трагедия в Колумбии в 85-м — из 400 заложников погибли 115. Неважный ориентир.

Вероятно, на Дубровке и не могло быть иначе. В стране выпускаются некрасивые ботинки и ненадежные автомобили, дороги ухабисты и телефонная связь прерывиста, милиция коррумпирована и суды необъективны. Чеченская война восемь лет ведется вязко и бездарно. Почему вдруг операция по спасению заложников могла быть проведена на высоком уровне? Такой вопрос нависал бы над любой комиссией. Поэтому комиссии и не будет.

Постоянный адрес статьи: http://www.svoboda.org/ll/russia/1102/ll.111402-2.asp