Глубокоуважаемый Григорий Алексеевич!

Дорогие друзья и коллеги!

Через 2 – 3 года придет срок новых выборов – и Государственной Думы, и Президента РФ. Не хотелось бы, чтобы эти события застали нас врасплох. Возможно, Владимир Владимирович Путин выставит свою кандидатуру на новый срок. Ведь не для кого-нибудь он так усердно строит свою вертикаль власти, фактически ослабляя местное самоуправление. Во всяком случае, мы не гарантированы от того, что нового (старого?) Президента нам не преподнесут на блюдечке с голубой каемочкой, как это было в прошлый раз. «Кто он, мистер X?». Чтобы такого не случилось, о грядущих выборах надо позаботиться уже сегодня, если не раньше. Как это произошло, как мы получили результат, который я считаю катастрофическим и постыдным?
Григорий Алексеевич, Вы, может быть, помните наш с Вами разговор незадолго до прошедших парламентских выборов. Тогда и я, и многие мои друзья видели причину слабости правых, либеральных сил в том, что правые партии выступают не солидарно, а порознь, отбирая голоса друг у друга. В этом многие винили Вас. Это и было предметом нашего спора. «Надо объединяться», — говорила я. А Вы мне возражали, что не видите таких партий и таких лидеров, с кем Вы хотели бы и могли бы объединиться. Спор наш был острым, и сегодня я должна признать: я была в этом споре неправа. В этом меня убедил сам ход политической жизни России.
За прошедшее с тех пор время произошло то, к чему тогда я и мои единомышленники в этом вопросе стремились: сформировался Союз правых сил (СПС). И что же? В результате усилились позиции «державников». «Нам нужна мощная держава, а для этого необходима сильная, победоносная армия», — так говорил А. Чубайс на встрече с правозащитниками; раз Явлинский настаивает на необходимости прекращения чеченской войны, значит, «он – предатель». А когда правозащитники, побывавшие в Чечне, рассказывали Чубайсу о чудовищных преступлениях против человечности, Чубайс отвечал, что, мол, ему такие факты неизвестны. Затем следовало рассуждение о том, что «сильной державе нужна сильная армия, а для того, чтобы армия была сильной она должна воевать». А когда правозащитник, член «Мемориала» Олег Орлов спросил: «Есть ли какие-либо вещи, которые совершать нельзя ради любой цели?» — Чубайс, один из нынешних лидеров СПС, отвечал: «Таких вещей для политика не должно быть. А ваш Явлинский — не политик, а правозащитник-маргинал».
Я понимаю, в такой диалог трудно поверить. Но его участниками, свидетелями были человек 20 – 30 правозащитников, которые, насколько мне известно, были так же шокированы такой логикой, как и я. Так о каких общих либеральных ценностях можно договариваться с этими «правыми силами»? Да, они не коммунисты. Они за право гражданина на частную собственность, сильная держава должна обеспечить гражданину защиту этого права. Цель-то, и правда, благая. Всем нам памятны лозунги: «Цель оправдывает средства», «Кто не с нами – тот против нас». Может быть, общностью лозунгов объясняется поддержка СПС-овцами В. В. Путина, тоже, возможно, не коммуниста, но хуже того – большевика. С его вертикалью власти, с его наведением порядка, с его государственной символикой, «управляемой демократией», государственным контролем «сверху донизу».
Вот почему я пришла к мнению, что «ЯБЛОКУ» действительно опасно объединяться с СПС, это не пошло бы на пользу ни «ЯБЛОКУ», ни нам, гражданам, как в свое время эсерам не на пользу оказался альянс с большевиками. Не случайно из СПС теперь, слава Богу, ушли очень уважаемые мною С. Ковалев и С. Юшенков.
На прошедших выборах я голосовала за «ЯБЛОКО», за Вас, Григорий Алексеевич. Если Вы и «ЯБЛОКО» не измените свою сегодняшнюю политическую линию, то я снова буду голосовать за Вас. Но при этом хотела бы, чтобы мой выбор не был бесперспективным. Я готова помогать вам в Вашей будущей избирательной кампании. Буду рада, если то же сделают мои коллеги-единомышленники.
Прошу всех, кто хотел бы помочь в составлении программы избирательной кампании в пользу «ЯБЛОКА» и «яблочников», присылать свои идеи и соображения в Московскую Хельсинкскую группу или в «Мемориал» — для меня, Л. И. Богораз.