Нападение боевиков на Нальчик подтвердило давно обозначившуюся тенденцию, о которой под шум победных реляций о нормализации обстановки не очень-то принято было говорить. Дуга вооруженного конфликта постепенно распространяется на весь Северный Кавказ.

Да, сил у боевиков сегодня не настолько много, чтобы, войдя в крупный город, надолго удерживать его, а действия российских силовиков по ликвидации бандитской вылазки, как утверждают некоторые специалисты, на сей раз были более профессиональными, чем во время прошлогоднего нападения террористов на Назрань. Однако подобными доводами не стоит обольщаться в расчете на то, что, лишь совершенствуя и наращивая силовой ресурс в северокавказском регионе, но, не меняя сути проводимой в отношении него политики, нестабильность там можно законсервировать на каком-то безопасном для российского государства уровне.

Беда в том, что радикальные исламистские и сепаратистские движения имеют на Северном Кавказе довольно значительную и, судя по географии вылазок, расширяющуюся базу поддержки. Иначе не случались бы неожиданные набеги на города и села неведомо откуда взявшихся боевых отрядов со столь же стремительным их последующим растворением среди местного горного пейзажа.

Причины этого ясны: нищета и маргинальность большей части местного населения, ставка центра на не пользующихся доверием народа, но зато послушных Москве во всем региональных лидеров, неэффективность социально-экономической политики Кремля, когда немалые суммы, отправляемые на развитие северокавказского региона быстро материализуются в элитных поселках на окраинах Махачкалы, Магаса, Карачаевска и других городов. Наконец, множественность политик, которые на Северном Кавказе проводят различные могущественные федеральные ведомства, имеющие там серьезные интересы, притом что президентский полпред может контролировать только «гражданскую» часть этих ведомств.

Если все оставить как есть, то когда-нибудь, в один ужасный день, для нормализации обстановки на Северном Кавказе потребуются дополнительные воинские контингенты из призывников-срочников. А это путь к нарастанию недовольства в других, «некавказских» регионах РФ, где даже в условиях господства управленческих вертикалей могут возникнуть мощные протестные движения под лозунгами «не отдадим наших мальчиков расплачиваться за ошибки политиков». Что может быть потом — достаточно вспомнить историю распада СССР, начавшуюся с нежелания участвовать в наведении порядка в Сумгаите и Карабахе.

***
Адрес статьи на сайте «Газеты»:
http://www.gzt.ru/politics/2005/10/16/215259.html


Другие статьи политолога Андрея Рябова, сотрудника Центра Карнеги в Москве читайте в рубрике «Умный разговор».