Нападение на аэропорт Махачкалы толпы, мотивированной национальной ненавистью, под антисемитскими лозунгами, а также антисемитские акции в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии — все это симптомы  прогрессирующей серьезной болезни государства и общества. 

На фоне продолжающейся полтора года СВО в различных социальных группах в России растут недовольство, страх, подозрительность и ненависть. Снижается ценность человеческой жизни. 

Ситуация усугубляется состоянием информационного пространства и массового сознания — некритичным потреблением информации через соцсети, формированием «информационных пузырей», распространением фейков и эффектом «постправды». В России положение сильно ухудшает отсутствие площадок для свободной общественной дискуссии, превращение телевидения, радио, интернет-СМИ исключительно в инструменты госпропаганды. 

Все это создает мощные предпосылки для манипулирования массовым сознанием путем дезинформаций и провокаций. 

Особое беспокойство вызывает перспектива разрастания взаимного недоверия между различными этническими группами в России, угроза межнациональной и межрелигиозной вражды. 

Произошедшее 29 октября в Дагестане — это проблема не республиканская и не региональная. Это угроза всероссийского, общенационального уровня. 

Межнациональная и межрелигиозная вражда, преследования по национальному признаку, деление граждан страны на «своих» и «чужих» — кратчайший путь к распаду России. Предпосылки беды настолько существенны, что взрыв может произойти практически в любом регионе нашей страны. То, что мы наблюдали в Дагестане, — не локальный эпизод, а пример того, как быстро может разгореться большой пожар. При этом особо следует отметить, что местные власти и правоохранительные органы начали реагировать на происходящее в Махачкале только после того, как толпа стала штурмовать международный аэропорт, хотя уже накануне все признаки нагнетания ситуации были очевидны — вплоть до громогласных призывов «ехать в аэропорт и встречать самолет из Тель-Авива».

На всех уровнях, включая главу государства, должна быть дана внятная и четкая  оценка произошедшему — как абсолютно неприемлемому преступному явлению. Крайне важно вновь не допустить отсутствие на государственном уровне юридико-правовой оценки попыток организации межнациональных погромов, как это было в случае с другим опасным преступлением в нашей стране — вооруженным мятежом в июне этого года.  

Власти всех уровней обязаны сделать все необходимое для эффективного расследования антисемитских акций в соответствии с законом. 

Очевидно, что случившееся во многом является результатом той политики «ручного управления», которая давно осуществляется в России в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, и только демонстрируют тупиковость этого типа авторитарной политики. В стране, в целом, и на Северном Кавказе, в частности, жизненно необходимо реальное восстановление законности.

В целях предотвращения межнациональных конфликтов необходимо без промедления искать пути к соглашению о прекращении огня в Украине и к установлению верховенства закона в нашей стране. Нужно найти непосредственных организаторов провокаций на Северном Кавказе, а не перекладывать ответственность на какие-то абстрактные «вражеские силы» за рубежом. Можно с большой долей уверенности полагать, что скрытыми инициаторами и зачинщиками межнационального конфликта на Северном Кавказе стали некие заинтересованные в этом провокаторы и представители региональных властей высокого уровня. Для предотвращения повторения подобных акций в будущем необходима немедленная реакция региональных и федеральных властей  и правоохранительных органов на любые, даже кажущиеся малозначительными признаки нагнетания массовой истерии и межнациональной ненависти. 

А по большому счету для противодействия главным угрозам в России необходимо: