Выступление Григория Явлинского на заседании Госдумы по вопросу о реформе электроэнергетики 9 октября 2002 г.

Уважаемые депутаты!

Фракция «ЯБЛОКО» выступает категорически против предложенного пакета законов. Подробный шестимесячный анализ, который проводила специально созданная нами группа показал — пакет законов абсолютно неприемлем ни с социальной, ни с экономической, ни с политической точки зрения.

С социальной потому, что гарантирует бесконечный рост тарифов. Остановить его будет чрезвычайно сложно, если вообще возможно. Все разговоры и все ответственные заявления о том, что это будет всего лишь в несколько раз, напоминает мне разговоры 92 года о том, что инфляция будет в 2-3 раза. А инфляция была в 2600 процентов! Такой рост тарифов обеспечит абсолютно тупиковую ситуацию в реформе жилищно-коммунального хозяйства. Реформа ЖКХ может быть осуществлена только на базе стопроцентной оплаты населением при постоянном росте уровня оплаты. А в регионах, несмотря на все сегодняшние разговоры, устанавливается монопольное обеспечение энергией.

В законах умышленно не прописаны взаимосвязи между затратами и тарифами. Умышленно затушеваны все возможные непрофильные расходы, которые на сегодняшний день существуют в части финансирования РАО телевидения, политических проектов и просто пустых трат.

С экономической точки зрения этот проект тоже является совершенно неприемлемым. Во-первых, он означает приватизацию и распродажу закрытого типа, непрозрачную, по типу залоговых аукционов и чековой приватизации. Да, как сегодня сказало Правительство, он сравним с крупными законами последнего времени. Действительно по сути этот пакет из ряда чековой приватизации и залоговых аукционов.

Во-вторых, будут созданы, так называемые, электрические олигархи в каждом регионе, которые будут контролировать всю предпринимательскую, промышленную и производственную деятельность региона. Они получат возможность напрямую влиять на жизнь регионов в целом. Ни о какой конкуренции здесь речи идти не может.

Однако, как известно, лучшая оценка таких проектов – положение дел на рынках. Сегодня эта тема вообще не звучала. Давайте посмотрим, как объективно оценивает рынок ситуацию с этим законом и с положением РАО «ЕЭС».

С начала года индекс российской торговой системы вырос на 28 процентов, а акции РАО «ЕЭС» за это же время упали почти на 50 процентов. По прогнозу в конце года их стоимость составит от 1/4 до 1/8 части нынешней стоимости. За полтора года акции РАО «ЕЭС» потеряли 60 процентов стоимости. Капитализация стоимости этой компании за 1,5-2 последних года упала в три раза. Государственная компания за два года потеряла 6 миллиардов долларов!

В любой без исключения стране мира менеджеры государственной компании, которая потеряла 6 миллиардов долларов, уже отвечали бы по закону. В нашей стране они вносят новый проект. Но этот проект достойно оценили рынки. И достойно оценили акционеры, которые, как вам известно, собирают собрание о смене менеджеров компании и о прекращении прохождения этих законов.

Спрашивается: нужно ли реформировать РАО «ЕЭС»? Конечно, нужно, еще бы! Еще как нужно! Но какая нужна реформа? Вместо всего этого форменного безобразия, которое вынесено на наше в вами рассмотрение, не раз предлагались грамотные, ответственные меры.

Первое. Закрепить законом, что монополизм в энергозамкнутых регионах запрещен. Он запрещен на уровне нормы 40 процентов рынка для одной компании. Во всем мире сделано примерно так или именно так. Это же вещь очевидная. Ведь сегодня же говорили, что рост тарифов связан с монополизмом. Вот и решение этой проблемы. Мы получили категорический отказ на внесение этих изменений в закон.

Второе. Принять закон об имуществе РАО «ЕЭС» на основе достойного аудита. Защитить акционеров и тем самым защитить и государство и всю страну, четко установить, что профильное, что непрофильное, что делать с сетями, что с генерирующими мощностями.

Установить, что — трижды подчеркиваю! — все имущество РАО «ЕЭС» распродается только на открытых аукционах и конкурсах гласно. Остановить сговор, который идет. Думаете, почему здесь такое вялое обсуждение? Потому что все вопросы уже решаются и с губернаторами, и с нынешними олигархами — о выводе активов из РАО, — при том, что они сегодня недооценены по оценкам самого правительства в 30 раз. В 30 раз!

Наконец, установить порядок принятия решений представителями от государства. Все эти предложения отвергнуты. И опять звучит категорическое нет.

Третье. Установить верхний и нижний предел движения тарифов, чтобы не допускать лавинообразных изменений цен в экономике и для населения в целом. Это известно каждому студенту. Так же, как известны были последствия приватизации и демонополизации экономики в 1992, 1993, 1994, 1995 годах. Произвольное монопольное установление тарифов, отсутствие рыночных регуляторов для электроэнергетики образуют провалы даже в таких мощных экономиках, как экономика США. Вспомните, что происходило в Калифорнии. И опять ответ: категорическое нет.

Таких предложений было внесено 15. Они принципиальные. Их принятия нельзя ожидать во втором чтении. Это пустые разговоры. Много раз мы вносили эти предложения. Трехсторонняя комиссия постоянно их обсуждала. И закончилось тем, что комиссия стала ширмой для принятия этих законов. А поэтому здесь дело не в реформе РАО «ЕЭС», дело в другом. И поэтому с политической точки зрения проект неприемлем.

Политический смысл проектов заключается в следующем. Раздать крупные части собственности узкому кругу лиц. Укрепить олигархическую структуру управления экономикой и страной путем дальнейшего слияния бизнеса и власти. Создать возможность давления буквально на все политические структуры и силы в России, как в центре, так и в регионах, включая самого президента. Политическая суть предложений в создании экономической основы политического корпоративного авторитаризма в стране.

«ЯБЛОКО» призывает все ответственные силы, понимающие смысл этого проекта, отвергнуть его и вернуть на доработку для учета тех предложений, которые были высказаны или похожие на них.
Благодарим вас за внимание.