Презентация диска со сталинскими расстрельными списками – перечнями людей, осужденных по личной санкции Иосифа Сталина и его ближайших соратников по Политбюро – прошла сегодня в Интерфаксе.

В работе над диском приняли участие международное общество «Мемориал», Российский государственный архив социально-политической истории, Архив Президента РФ и партия «ЯБЛОКО». Их представители, а также глава рабочей группы по увековечиванию памяти жертв политических репрессий Михаил Федотов представили уникальное издание.

Только 10% из 700 тысяч осужденных к расстрелу в годы Большого террора были приговорены судебными органами, формально половину из них осудил высший орган советской юстиции – Военная коллегия Верховного суда СССР и ее выездные сессии. Именно списки этих репрессированных и вошли в новое издание, рассказал, открывая пресс-конференцию, председатель правления международного общества «Мемориал» Арсений Рогинский.

Он рассказал о том, как принималось решение о расстреле: сформированные НКВД списки людей, которых требовалось осудить по первой (расстрел) или второй (10-15 лет лагерей) категории поступали напрямую Сталину, Молотову и некоторым другим членам Политбюро, те ставили на них свою резолюцию, после чего Верховная коллегия за 5-10 минут выносила подсудимому приговор. В течение 24 часов приговор должен был быть приведен в исполнении.

На диске представлено факсимильное воспроизведение всех четырех тысяч листов списков, в том числе около 500 листов, содержащих автографы или содержательные пометы Сталина и его приближенных.

Руководитель проекта, сопредседатель московского общества «Мемориал» Ян Рачинский продемонстрировал один из документов на пресс-конференции. Из длинного перечня красным карандашом Сталин вычеркнул только одну фамилию – своего друга Авеля Янукидзе, который, впрочем, был расстрелян через несколько месяцев.

33 из 43 тысяч фамилий расстрелянных на диске сопровождаются биографическими справками – это одно из важных отличий нового издания от предыдущих, отметил Ян Рачинский. Кроме того, в процессе работы были установлены даты осуждения и расстрела большинства репрессированных. Обычно родственникам называли вымышленные даты, говорили, что человек был не расстрелян, а погиб в лагерях в годы войны, говорит Ян Рачинский. Так, например, произошло с одним из создателей танка Т-34 Афанасием Осиповичем Фирсовым, дата расстрела которого наконец точно установлена.

Арсений Рогинский отметил большую заслугу в этой работе активистов партии «ЯБЛОКО» из регионов, искавших информацию в Интернете.

Полное репрезентативное представление российскому обществу документов, описывающих историю сталинского периода, должно стать лекарством от кризиса исторического сознания в России, считает руководитель Российского государственного архива социально-политической истории Андрей Сорокин. «Мы имеем дело с кризисом исторического сознания, который является сердцевиной кризиса общественного сознания. Мы не определились со своими ценностями, с целями развития общества. Результатом этого является всеми видимое колебание и в общественном сознании в целом, и в общественном сознании политического истеблишмента», — считает он.

Преодоление кризиса исторического сознания и, более того, кризиса самоидентификации – в этом видит свою миссию еще один участник проекта – партия «ЯБЛОКО». Об этом заявил член Политического комитета партии Григорий Явлинский.

«Сегодня кроме «ЯБЛОКА» нет ни одной партии с ясным пониманием этого вопроса, разве КПРФ, но у нее прямо обратная позиция, — сказал Григорий Явлинский. — Остальные партии либо помалкивают по этому поводу, либо потихонечку комплиментарно отзываются о Сталине». Политик отметил, что внятная и последовательная позиция «ЯБЛОКА» — это во многом заслуга председателя партии Сергея Митрохина.

Важнейшая задача партии, по словам Григория Явлинского, создание политического вектора процесса десталинизации России. Элементами этого вектора должно стать признание на государственном уровне преступлений и их полная и недвусмысленная оценка, общественно-политическая оценка всего периода сталинский репрессий. Кроме того, считает Григорий Явлинский, должна быть сформулирована историческая преемственность российского государства, необходима оценка переворота 1917-1918 годов.

Политик подчеркнул важность категорического отказа от всех элементов сталинизма и большевизма в современной российской политике.

Отсутствие внятной оценки сталинского террора отражается не только на исторической памяти и культуре, но и на экономике, отметил основатель «ЯБЛОКА». Он привел в пример «Норильский никель» — предприятие, которое в 1935-1956 годах строили около полумиллиона заключенных Норлага. «В ходе приватизации 94-95 годов Норникель был передан в личную собственность нескольким молодым людям. Сегодня чистая прибыль предприятия составляет 3,6 млрд долларов в год», — напомнил Григорий Явлинский. По его словам, «было бы полезным принять закон, что все оставшиеся в живых узники Норлага и их родственники получили акции с обязательной выплатой дивидендов».

Председатель правления международного общества «Мемориал» Арсений Рогинский отметил, что в России существуют тысячи предприятий, построенных заключенными. По его словам, несколько лет назад «Мемориал» направил в наиболее крупные из них, например, в РЖД, свои предложения – от установки мемориальных досок на проходной и ухаживанием за кладбищем умерших заключенных до создания специального фонда для выплаты компенсаций, рассказал Арсений Рогинский. «Мемориал» обращался также в Российский союз промышленников и предпринимателей. Однако ни на одно обращение «Мемориал» ответа не получил.

Глава президентского совета по правам человека, руководитель рабочей группы по увековечиванию прав жертв политически репрессий Михаил Федотов рассказал о федеральной целевой программе в этой сфере. Он сказал, что уже разработаны рекомендации в сфере изменения законодательства, мемориально-музейной работы, архивов и научной работы.