Политик считает, что в результате действий властей на Донбассе, Россия лишилась возможности внешнего финансирования и страну фактически выталкивают из глобализации, закрыта тема модернизации.

История в очередной раз показывает, что не возможно долгое сосуществование авторитарной политической системы и либеральной экономической модели. Примером тому может служить заверение властей о том, что не планируется вводить обязательную продажу части валютной выручки, но затем в субботу 20 декабря 2014 года Владимир Путин собирает крупнейших предпринимателей страны и уже в понедельник 22 декабря на рынок поступает валюта, которую они по просьбе главы государства выбросили на торги. В результате «рубль временно укрепился», — считает Явлинский.

Он сказал, что практически во всем согласен с оценкой ситуации сделанной Алексеем Кудриным, но тот, по словам Григория Явлинского, «многое не может говорить по понятным причинам». И так.

Прогноз на 2015 год

Я думаю, что падение ВВП может достичь 5%, то есть будет полномасштабная рецессия. Я думаю, что рубль будет стоить в районе 60 рублей за доллар – это в самом лучшем случае. Я думаю, что рост цен в июле составит не менее 40%. Я предполагаю, что произойдет достаточно существенное снижение уровня реальных доходов населения и уровня жизни.

Думаю, что падение импорта составит примерно 50%. В целом показатели инфляции будут от 10 до 15% по году в лучшем случае.

Важнейшей проблемой будет разрушение государственных институтов. То есть, очень многие государственные институты будут еще больше поражены произволом, коррупцией и беззаконием и это будет очень плохо для нашей страны. Вот этот прогноз, который я озвучил – это в самом лучшем случае.

Социальные последствия

За последние три месяца страна стала беднее на 30%. Это значит, что с 26 тысяч долларов по покупательной способности на душу населения, теперь стало 16 тысяч. Это значит, что мы были год назад на уровне бедной европейской страны. Теперь мы попали в кампанию с латиноамериканскими странами по уровню жизни.

Это говорит о том, что придется значительно уменьшить потребление и намного больше работать. Чтобы случилось, если бы такое произошло в любой стране, с нормальными институтами: обанкротилось бы несколько крупных кампаний, снизилось бы потребление, выросла бы безработица, ругали бы правительство, сменили бы власть на выборах, сделали бы несколько болезненных реформ, еще раз поменяли бы власть. У правительства и ЦБ были бы все стимулы сокращать и минимизировать издержки, повышать производительность труда.

А вот в России это будет совсем по-другому. В России государство будет спасать две вещи — само себя и крупные кампании, которые имеют связь с государством, друзей и так далее. И то и другое будет идти в ущерб всем жителям страны. Поэтому, настроения на рынке очень пессимистические.

Как власть отвечает сегодня на все эти проблемы

Во –первых, она не говорит что нужно делать, она не принимает ключевых решений, не делает новых назначений, что было бы очень важно для восстановления доверия. Ни от ЦБ, ни от правительства, ни от президента нет никаких соображений, все, что говорится – э то половинчато и совсем не достаточно.

Про кризис говорится, что он на два года и через два года он, наверное, пройдет. То есть мы будет преодолевать все это ожиданиями, мы будем просто сидеть и ждать? Через два года скажут, что экономика мира улучшается, бензин понадобится и все будет хорошо.

Или, например, жалобы, что в условиях высоких цен на нефть не возможно провести диверсификацию экономики. Много раз говорилось, как это нужно сделать – за счет прозрачности.

При этом в России экономика является заложницей политики. Спрашивали у бизнеса, когда начинали войну на Украине? Нет. Сейчас им сказали, продавайте валюту и все.

Экономикой жертвуют ради политики, причем политики не перспективной, на мой взгляд. Не делают реформы, экономика рушится, и утрачиваются перспективы. Если очень долго проводить такую политику, то можно не только получить кризис, но и крах.

Рубль и Нефть

Рубль это валюта, зависимая от сырья. Падают цены на сырье – падает валюта. Также, например, ведут себя австралийский и канадский доллары, южноафриканский ранд. Кстати, если вы посмотрите, что с ними случилось за последние полгода, то вы поймете, что они упали на 15-20%. Это нормальная реакция товарных валют в условиях снижения цен на сырье.

Это приведет к снижению реальных доходов, чтобы добиться баланса. Но у нас особые обстоятельства и добиться этого баланса гораздо сложнее. Поэтому у нас гораздо сильнее упал рубль, чем должен был. Отсюда плохие ожидания, потеря репутации и доверия. Экономика это же во многом психология.

Произошли какие-то теневые мероприятия на рынке. Появились новые игроки, произошла монетизация долгов госкомпаний. Не могу с точностью сказать, но многие эксперты говорят, что на рынке что-то такое произошло. Плюс к этому нужно со всей уверенностью сказать, что рубль утратил важнейшую функцию: сбережения, и развитие ситуации говорит о том, что будет довольно высокая инфляция. Поэтому, если кто-то хочет что-то купить долгоиграющего, то нужно делать это сейчас. Потому, что дальше цены будут довольно сильно расти.

Как они будут расти? Рост цен будет связан с девальвацией рубля. Если смотреть на нынешнюю девальвацию, то примерно в два раза. Думаю, что будет немного меньше, с некоторой задержкой.

Проблема рубля — это санкции и нефть. Что получилось с нефтью? Непосредственной причиной явилось, скорее всего, то, что США впервые за долгое время начали экспорт нефти. Может быть, в этом был и политический фактор. Они хотели показать, что эти «бензиновые» государства слишком много на себя берут.

Другая проблема – это замедление темпов роста экономики Китая. Это такая большая величина, что это тоже сильно влияет. Третье – это то, что ОПЕК сделал выводы из того, что с ним происходило в 70-е годы. В этот раз картель хочет обеспечивать стабильность своих доходов не за счёт цены, а за счет объемов. То есть, не сокращая объемы производства, они держат рынки. Ну и важнейшим вопросом являются вопросы новых технологий, добыча сланцевой нефти, энергосбережение, альтернативные источники энергии.

Что делать?

Необходимо отказаться от антиевропейского политического курса и начать решать вопрос с урегулированием военного конфликта на Украине. Немедленно провести переговоры с украинским президентом Петром Порошенко, вывести все незаконные вооруженные формирования и боевую технику с Юго-Востока Украины и обеспечить контроль, за их выводом. Закрыть границу с Украиной и не допускать проникновения туда оружия, боевой техники и живой силы. Инициировать международную конференцию по определению статуса Крыма. Нормализовать торговлю газом с Европой.

Сергей Ковальченко