Созданный экономический механизм решает частные вопросы поддержания сложившегося уровня, но не может обеспечить среднесрочную перспективу экономического роста. С точки зрения решения основных задач экономическая система деградирует, не успевая за темпами нарастания проблем в стране.
Структурный перекос в экономике усиливается. Несмотря на относительно неплохие темпы роста в последние три года, ВВП продолжает составлять 2/3 ВВП 90-го года. Вроде бы ощутимый инвестиционный рост — 20% в 2000-01 гг. ограничен изношенностью оборудования. (Средний возраст оборудования 18 лет, 35% мощностей работает больше 20 лет.)
В стране так и не сложилось эффективной банковской системы, финансового рынка, а потому не существует рыночных инвестиций. Финансовые резервы — Центрального банка, Минфина, Пенсионного фонда, даже у граждан — очень значительны. Но созданный экономический механизм не в состоянии трансформировать их в инвестиции.
Не способствует притоку инвестиций и ситуация в стране в целом. Чеченская война по-прежнему идет. Ксенофобия и национализм из скрытой стадии постепенно переходят в открытую агрессию. О “стабильности” говорят правительственные законопроекты пересмотра всех лицензий на недропользование, которые планируется внести уже этой осенью. Наконец, средь бела дня исчезает один из главных управляющих крупнейшей нефтяной компанией России и мира, а потом странным образом, слава Богу, появляется.
Ныне существующая экономическая система может поддерживать на современном уровне 25-30% населения страны и один крупный мегаполис — Москву. Остальная часть страны и граждан — процентов 70-80 живет, как в прошлом.
Очередной мини-бюджет, представленный правительством на следующий год, даже не претендует на то, чтобы хотя бы приступить к решению главных проблем: реформы систем безопасности, образования, медицины, реформы армии, ЖКХ и доходов, уменьшения безработицы, остановки демографического спада. При этом очевидно, что проблемы не просто замораживаются, — положение по всем этим направлениям ухудшается.
Тем не менее, мы утверждаем, что даже в рамках существующих возможностей можно намного эффективнее строить налоговую и бюджетную политику, чтобы дать надежду предпринимателям, увеличить доходы государства, и в конечном итоге, получить дополнительные возможности для оказания социальной помощи людям. Мы передали наши предложения президенту и в правительство.
А по большому счету — у страны бесспорно есть все возможности. Но их реализация зависит не от цен на нефть, а от политической воли.