Президент Владимир Путин в США в очередной раз высказался против деприватизации и одобрил идею амнистии капиталов. Однако российские фискальные ведомства еще весной раскритиковали возможность «прощения» неправедно вывезенных денег.

26 сентября Путин выступал перед преподавателями и студентами Колумбийского университета. Помимо прочих президенту был задан вопрос о его отношении к «планам деприватизации или … предложениям … которые выдвигает [лидер партии «Яблоко»] Григорий Явлинский».

2 сентября в Financial Times вышла статья Явлинского «Реформы, которые коррумпировали Россию», где лидер «Яблока» высказал ряд соображений по трансформации отечественного капитализма. В частности, Явлинский предложил принять законы «об амнистии капитала, налоговой амнистии, вплоть до уголовной, исключая убийства и преступление против личности». Кроме того, полезно законодательно ограничить участие в политике тех, «кто играл активную роль в приватизационных процессах, сроком, например, на 10 лет», писал Явлинский.

Путин заверил американцев, что является противником деприватизации и национализации. Вместе с тем президент отметил, что «подавляющее большинство членов общества в России» считают проведенную в 1990-е гг. приватизацию несправедливой. Путин признался, что «неоднократно» обсуждал с Явлинским идею амнистии капиталов, которая, по его мнению, «хорошая, правильная», но «вопрос только в том, как ее реализовать… абсолютно корректно юридически и политически. .. чтобы общество приняло этот способ и согласилось с таким решением». «Если мы найдем такой вариант решения, мы это сделаем», — пообещал президент.

Связаться с Явлинским вчера не удалось.

Путин уже высказывался о необходимости возвращения вывезенных капиталов и их амнистии. Еще 19 июня прошлого года на съезде Торгово-промышленной палаты он обратил внимание бизнесменов на ужесточение «антиотмывочного» законодательства на Западе и объяснил, что в России их деньгам будет спокойнее. В тот же день стало известно о встрече президента с совладельцем Межпромбанка сенатором Сергеем Пугачевым, который после аудиенции объявил, что глава государства поручил ему проработать с представителями РСПП механизм возврата российских капиталов, осевших в офшорах. Но до написания и официального обсуждения конкретных проектов дело тогда не дошло.

Чиновники из администрации президента и Белого дома рассказали, что в феврале — марте этого года в министерства и ведомства было разослано поручение Путина подготовить соображения по поводу амнистии и работа вновь активизировалась. Как утверждают чиновники, отрицательные отзывы тогда дали Минфин, Минэкономразвития, МНС и КФМ. Высокопоставленный источник в Минфине вообще заявил «Ведомостям», что никакой работы по амнистии капиталов уже полгода как не ведется. А в Минэкономразвития воздержались от комментариев, сославшись на то, что вопрос об амнистии не заявлен в среднесрочной программе развития, утвержденной правительством.

Впрочем, представитель правительства в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном судах Михаил Барщевский после пятничного заявления Путина надеется, что «его политическое и идеологическое послание реализуется в конкретном поручении разработать соответствующие законопроекты». «И в администрации президента, и в правительстве найдется достаточное количество квалифицированных юристов и экономистов, которые с удовольствием и в сжатые сроки выполнят такое поручение», — уверен Барщевский.

Руководитель Центра макроэкономической конъюнктуры и прогнозов (ЦМАКП) Андрей Белоусов считает, что решение об амнистии капиталов было бы ошибочным, поскольку «с точки зрения макроэкономики сейчас нецелесообразно форсировать возвращение вывезенного капитала в условиях и без того внушительного притока валюты». «И прежде чем амнистировать капиталы, надо решить вопрос о легитимности прав собственности», — считает Белоусов.

21 июля лидеры предпринимательских «профсоюзов» РСПП, «Деловой России» и «ОПОРы России» обратились к Путину, предложив новый общественный договор, который должен отразить обязательства государства «по закреплению итогов приватизации» и ответные «социальные и этические обязательства» бизнеса. А два дня спустя СПС объявил о реанимации внесенного еще в 2001 г. проекта поправки в ст. 181 Гражданского кодекса, сокращающей с 10 до трех лет «срок для предъявления исков о применении последствий недействительности ничтожной сделки» для сделок приватизации. Зампред фракции СПС Борис Надеждин рассказал «Ведомостям», что основная проблема с продвижением проекта связана с позицией администрации президента. Хотя, по словам Надеждина, «желание Кремля нас поддержать увеличивается с каждым днем».

Источник: Виталий Иванов, Александр Беккер. «Идея хорошая, правильная». газета «Ведомости», 29 сентября 2003 года