Почему народу России нужна моя победа?

Мне очень хотелось бы помочь тем, кому нужна жизнь, достойная человека.

Что я понимаю под достойной человеческой жизнью?

Прежде всего это возможность реализовать свои права и обязанности без унижения перед чиновниками и необходимости всеми правдами и неправдами обходить все законы. Это возможность жить, а не выживать. Ставить и достигать высокие человеческие цели, а не тратить все силы на поиск средств к существованию.

Достойная человека жизнь большинства граждан России невозможна без реально действующей демократии. Цивилизованное демократическое устройство власти не благодушное пожелание кучки хороших людей, а абсолютно необходимое условие общественной жизни. Общая политическая цель сегодня - возвращение общественной жизни к естественным для человека нормам.

Необходим поиск конкретных ответов на самые острые и больные вопросы жизнедеятельности всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Нужны практические программы, нацеленные на реальные изменения социально-экономической ситуации.

В основе общественной жизни человека лежит созидательная деятельность. Это исторический факт.

Задачи демократической политики в России - вычленение подлинных, продуктивных интересов народа, осознание губительности воспитанного в советские времена иждивенчества во всех его проявлениях и организация движения общества в сторону продуктивных, созидательных форм жизни.

РОССИЯ СЕГОДНЯ

Советский «рай» развалился именно потому, что основа жизни в советском лагере - принуждение - ослабла, а заменить ее осталось нечем. Качественный труд возможен только тогда, когда человек в нем заинтересован.

К большому сожалению, за последние десятилетия уровень социального обеспечения населения понизился в несколько раз, а условия для развития собственной активности граждан создано не было.

Очень многие пострадали, поверив в искренность реформаторских намерений власти. Массовое обнищание и бесправие людей обусловили развитие великодержавных настроений. Да, сильное государство необходимо в России. Но только при условии, что оно будет служить интересам граждан. В противном случае правящее чиновничество будет иметь склонность решать сложнейшие политические вопросы примитивно, силой. А это очень опасно, т.к. примитивизм создает более сложные проблемы, чем разрешает.

Яркие примеры тому и ваучерная приватизация, и экономика «сырьевого государства», и отношение к гражданской активности населения, и политика по отношению к Чечне.

Два основных результата демократических реформ в России - это относительная свобода слова и разрушение государственных рычагов управления экономикой. Результатом возникших стихийно рыночных отношений стало господство теневой экономики и коррумпированного чиновничества.

Это и понятно. Никакие демократические реформы невозможны без появления у людей привычки к самостоятельному и ответственному отношению к своей собственной судьбе.

Сейчас уже совсем очевидно, что в очередной раз в России победил чиновник. Правда, есть некоторые достижения и в деле демократических преобразований. Но при этом выросла теневая сторона жизни - мощная теневая экономика, мафия и коррупция. Это то, что обычно вырастает само собой, как всякий сорняк.

Оставшаяся в наследство от тоталитарного режима узурпация общественной жизни чиновничеством и отсутствие в связи с этим развитого гражданского общества крайне негативно отражается на противоположности результатов деятельности государственных учреждений.

Выпуск удовлетворяющей потребителя продукции скорее исключение, чем правило. Школа выполняет свои функции в основном за счет перегрузки учителя, эксплуатации человеческой и профессиональной совести. Детские исправительные колонии закрепляют и развивают криминальные наклонности своих подопечных. Медицинская система работает на износ, используя в качестве основного ресурса моральные и физические силы медицинского персонала. Болеть сейчас стало смертельно опасно. Милиции доверяет меньше половины населения. Государство в целом решает свои проблемы только за счет интересов граждан, которым призвано служить.

Криминализация России

Обкрадывание самих себя - увы, наша давняя российская традиция. Первоначальный ее источник - огромные пространства страны. У центральной власти просто не было возможности отследить деятельность каждого городничего. Это и констатировал один из царей, говоря своему наследнику с меланхолической грустью: «Мне кажется, что не воруем только мы с тобойѕ»

Большевики пошли еще дальше - они сделали тотальный грабеж государственной политикой. Благо позволяли кажущиеся неисчерпаемыми природные богатства. Истощилась земля - нет проблем! Мы распашем целину. Плачевный результат экспериментов с сельским хозяйством общеизвестен. Развивать промышленное производство тоже особой нужды нет - легче продавать продукцию добывающих отраслей. В результате конкурентоспособный продукт мы имеем почти исключительно в сфере ВПК.

Ограбление производителя - вот основная экономическая стратегия, реализуемая с 1917 года по сей день.

В области культуры то же самое. Бандитское отношение советской власти к историческим культурным ценностям и интеллектуальной собственности творчески работающих людей привело к прямому уничтожению того лучшего, что создавала интеллигенция. Да и сами интеллигенты только мешали коммунистам, если впрямую не обслуживали интересы правящей элиты. Их надо выслать или посадить в тюрьму. А еще лучше - расстрелять.

Результат этого - культурная деградация всего нашего общества, отсутствие у людей возможности достойной самореализации. А здесь как раз, как на беду, у людей проявляется очень мощная потребность - быть личностью. Для того чтобы замыслить и реализовать преступление большая культура не нужна. Только природная (воспитанная в раннем возрасте) хитрость. Зато ты человек, хозяин своего дела! Для того же, чтобы стать хозяином в созидательной сфере, необходимо пройти очень длинный путь воспитания и образования. Сообразительностью здесь не обойдешься. Необходим значительный и нравственный, и общекультурный потенциал. Его отсутствие - психологическая основа криминализации населения, особенно молодежи.

Сегодня практически ничего не изменилось. Система осталась прежней. Разница только в том, что в последние несколько лет для ее поддержания начали спекулятивно использоваться ресурсы международного сообщества.

Как результат властвования советского чиновника без советской власти начинается тотальная криминализация всей общественной жизни. Внутренняя государственная политика сегодняшней России провоцирует повсеместное торжество криминала, когда противоправные действия - это особая гражданская доблесть. В таком государстве, как и во всяком бандитском сообществе, жизнь отдельного человека ничего не стоит.

Главная мечта любого бандита - приватизировать государство. Именно поэтому наблюдается мощная тяга криминальных авторитетов к государственным постам.

Античеловечность уже давно сделала ложь религией правящих сил в России.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕСТВА

Свобода, самостоятельность, творчество

Демократическая культура, ради которой, собственно, все и затевалось, сама собой не появится. Необходима поддержка, пусть даже самым неумелым, росткам гражданской самодеятельности.

Правовое государство начинается не там, где есть те или иные законы. Основа права - принципиальное уважительное отношение к человеку, его судьбе и продукту творчества.

Создав систему всеобщего пайкового распределения в соцлагере, большевики лишили советского человека необходимости и возможности отвечать за свои собственные действия. Все, что положено, тебе обеспечат и дадут.

Поэтому сегодня в России главный вопрос не в том, что тебе дадут, а в том, что ты в состоянии взять. Причем взять не в смысле простого владения. Важно, как распорядиться усвоенным потенциалом, насколько ты состоятелен как личность и творец.

Право стать и оставаться свободной самостоятельной творческой личностью - одно из самых основных прав, необходимых гражданам России. Все остальные права нужны постольку, поскольку они необходимы для обеспечения этого главного права.

Политическое доверие. Слово и дело

Единство слова и дела всегда было залогом доверия к тем, кто к чему-то призывает своих сограждан. Основная примета современной общественной жизни в России - дефицит доверия к политикам и огромная потребность хоть кому-то или чему-то верить.

Это противоречие - явный признак перехода от одного уклада общественной жизни к другому. Время необходимости глобальных решений прошло. Бумажно и словесно они приняты. Теперь стучится в двери время их реализации, время больших и малых конкретных дел.

Это не значит, что лидеры должны засучив рукава таскать бревна на Красной площади. Но выявление и поддержка общественных групп и отдельных людей, реализующих проекты в русле стратегических ценностей, исповедуемых той или иной политической организацией, сейчас приоритетно.

Безумно уставший от политической риторики обыватель рад любому деятелю, который хоть что-то делает (взлетевший рейтинг Путина - пример). И чем хуже будут идти дела, тем меньше внимания он будет уделять чисто идеологическим мотивам. На этом выигрывали все реакционные политические движения.

Демократически ориентированные движения сейчас просто вынуждены переходить от слов к делу. Говорить, конечно, несколько проще, чем делать, но если не сменить приоритеты, вытеснение демократов с политической арены неизбежно.

Начало двадцатого века, первые Думы, результаты выборов в Учредительное собрание показали готовность России к демократическим преобразованиям. С тех пор все кардинально изменилось. В монархической феодальной системе легитимность власти обусловлена престолонаследием и благословением патриарха, а доверие народа при этом лишь вторичный и во многом декоративный атрибут.

У нас другая задача: создать власть, в основе которой было бы доверие граждан. Сегодня это очень тяжелая, но все же выполнимая задача.

Самобытность народа и культуры

Для демократической партии народ - основная «группа давления». Что же такое Народ и в чем он нуждается? Народ - это те люди, которые заняты воспроизводством условий существования населения. Поэтому Народу необходимо иметь возможность без особого риска для жизни быть самим собой. Крестьянину - кормить людей, учителю - учить, врачу - лечить и т. д. Для реализации этих целей Народ создает национальную (привязанную к месту и времени) культуру.

Воспроизводя свой личный вариант этой национальной культуры, индивид становится человеком и личностью. В связи с тем, что любой гражданин - прежде всего Человек, национальная культура общечеловечна.

Поэтому интеграция России в международное сообщество демократична, а железный занавес антинароден.

Семья

Настоящая, благополучная семья - уникальный социальный институт. Пока есть семья и любовь, людьми трудно манипулировать.

Семья не только обучает, но прежде всего воспитывает. Причем естественность воспитательного процесса достигается не путем искусственных приемов и методов, а просто в силу единого образа жизни.

Научившись любви дома, человек может стать крупной личностью, включив в сферу своих забот более или менее значительные общественные группы.

Именно по всему поэтому государство всемерно обязано укреплять институт семьи.

Воспитание, полученное в семье, - это фундамент образования, школа не может взять на себя решение всех задач, связанных с формированием полноценной личности.

Образование

Образование - высшая ценность современного общества. По сути дела, мы должны добиться того, чтобы образование стало всеохватывающим. Это в первую очередь школы, вузы, профтехучилища. Но это также система добровольного образования для взрослых, система повышения квалификации работников. Мы должны создать многоуровневую систему воспроизводства знаний. У нас в стране должна появиться такая отрасль, как экономика образования. Необходимо помнить, что образованные люди - это главный ресурс, без которого невозможно вернуть Россию в число передовых стран мира. Особое внимание государства и местного самоуправления должно быть уделено российской школе. Самое пристальное внимание надо обратить на традиции российского земства. Ведь именно школа наряду с народным здравоохранением была главным приоритетом в работе земств. Из их опыта можно заимствовать очень многое для возрождения национальных традиций российской школы.

Экономический здравый смысл и уважение к собственности

В сегодняшней ситуации понятно особое внимание экономике. Но здоровая экономика не условие, а результат. Демократические преобразования в политике - залог экономических успехов. Когда власть беспомощна, никакие экономические реформы невозможны.

Показателем уровня поддержки правительства народом может служить отношение к уплате налогов. Сейчас уход от уплаты налогов стал формой всеобщей забастовки. Никакими уговорами тут не отделаешься. Можно, конечно, некоторое время жить из-под палки, но потом все равно все развалится.

Необходим очень твердый и очень глубокий поворот руля экономической политики государства: резкое снижение налогов, создание конкурентной среды, прозрачность и неизменность экономических правил, банковская реформа, промышленная политика, сохранение и развитие ВПК на достаточном для обороны уровне.

Особое значение имеет гарантия прав частной собственности.

Собственность позволяет накапливать и реализовывать потенциал каждого отдельного человека в соответствии с его личными желаниями, т.е. дает ему возможность быть свободным. Именно поэтому вокруг комплекса проблем, связанных с собственностью, разворачиваются самые острые политические битвы. Утверждение института собственности - необходимое условие демократизации общества.

Не менее важное место проблемы собственности занимают и в обеспечении групповых интересов граждан. Содержание российской политики последнего времени и состоит в отстаивании и лоббировании частных интересов тех или иных групп.

Но одно дело - поддерживать то или иное явление в сфере малого и среднего бизнеса и другое - способствовать получению особых условий обогащения той или другой финансовой группы. К большому сожалению, пока действенной поддержки фермерство, малое и среднее предпринимательство не получили и выживают скорее вопреки действиям государства и чиновников. Необходимы немедленные действия, способные кардинально изменить существующую ситуацию.

Хочу обратить особое внимание на одну важную, очень характерную особенность - все позитивное, что было создано в России за последнее время, делалось добровольцами. В русском языке есть еще одно слово, более точно обозначающее этих людей. Это слово - подвижник. Наличие так называемой зарплаты не в счет - ее размеры не покрывают даже элементарных затрат на пропитание, проезд и проживание обычно обеспечиваемых волонтерам во всем цивилизованном мире.

Больше того, многие еще вкладывают свои личные ресурсы в свою профессиональную деятельность - лишь бы сделать дело по совести. Прежде всего это работники бюджетной культурной сферы - врачи, учителя, библиотекари, музейные работники и те, на чьих плечах держатся некоммерческие организации. Самая мощная и конкретная поддержка государством этих людей абсолютно необходима. Они обеспечивают России ее будущее.

Во всем цивилизованном демократическом мире поддержка жизнеспособности и нормального функционирования всех необходимых институтов гражданского общества - одна из важнейших задач государства. Инициирование и всемерная поддержка конструктивного диалога государственных структур и нарождающихся институтов, отдельных организаций гражданского общества - одна из самых главных политических задач сегодня.

Дело в том, что государство, опирающееся на демократические правовые нормы и реальную поддержку народа, в конечном счете сильнее государства, беззастенчиво пользующегося общенародным бесправием. Так что укрепление и развитие гражданского общества в России - в интересах всех политических сил страны.

Я хочу представлять интересы людей, идущих именно этим путем. Но не как частные интересы какой-то обособленной группы населения, а как столбовую дорогу жизни всего народа.

Данный материал оплачен из избирательного фонда зарегистрированного кандидата на должность Президента РФ Г. А. Явлинского, р/с 40810810300020006107.

Газета "Комсомольская правда", 14 марта 2000 года