Н. КОСТИЦИНА: 13 часов 35 минут, у микрофона Наталья Костицина, здравствуйте! В нашей студии руководитель фракции партии «Яблоко» в Законодательном Собрании Петербурга Григорий Явлинский. Григорий Алексеевич, здравствуйте.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Здравствуйте, дорогие друзья.
Н. КОСТИЦИНА: Так, ну что же, давайте все-таки с дела Удальцова. Буквально через каждые, там, полчаса, ну, чуть меньше, поступают сообщения. Вот, последнее сообщение, что Удальцова везут непосредственно в Следственный комитет, и, как стало утром известно со ссылкой на официального представителя Следственного комитета Владимира Маркина, дело, уголовное дело возбуждено против Удальцова по итогам проверки фактов, которые были, в свою очередь, изложены в фильме «Анатомия протеста 2» на НТВ. Как вы думаете, это политическое дело?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ну, это безусловно. Удальцов политик, он леворадикальный оппозиционный политик. Ну, скажем, моя партия и мое политическое направление с ним не имеет ничего общего, но суть заключается в том, что он не является представителем криминала, он не является представителем бизнеса, он не занимается экономическими преступлениями, экономической деятельностью, поэтому то, что с ним происходит, с моей точки зрения, является силовым преследованием политического оппонента — там, значимого, не значимого, другой вопрос, но он является политическим оппонентом, и власть ему мстит за его действия. Она нагоняет страх, ограничивает его в его правах быть серьезной политической оппозицией. Вот, к чему это ведет? Это ведет к тому, что таким образом сама власть выводит себя за рамки нормального политического процесса, потому что когда власть с помощью силовых структур подавляет своих политических оппонентов, она тем самым просто выводит себя за рамки нормального политического процесса и тем самым углубляет политический кризис в стране, который существует, и усиливает раскол в обществе, это очень опасная вещь. И хотел бы, пользуясь случаем, подчеркнуть от имени всех моих избирателей и коллег, и товарищей, сказать, что путь силового преследования политических оппонентов, независимо от их взглядов, это путь к расколу в обществе и к очень тяжелым последствиям.
Н. КОСТИЦИНА: Какой совет вы бы дали власти, в данном случае?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ну, прекратить…
Н. КОСТИЦИНА: Серьезно разобраться или прекратить просто это политическое дело?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Она не нуждается в советах, но все эти действия… Вы понимаете, ограниченная очень информация, ведь ничего же не известно. Если действительно всё, что инкриминируется это то, что было вот в этом кино — ну, это странная история. Посмотрим, что это за уголовное дело и т.д., но совет следующий. Власть должна понимать, что сегодня она у власти, а завтра у власти политические оппоненты, это нормальный политический процесс, и ради…
Н. КОСТИЦИНА: Ну, на примере Грузии, в той же самой, да?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ради будущего страны власть должна понимать, что она не имеет права устраивать политическое силовое уголовное преследование своих политических оппонентов.
Н. КОСТИЦИНА: К избирателям. Партия «Яблоко» и члены партии «Яблоко» принимали участие в муниципальных выборах, выборах губернаторов, который прошли 14 октября? Какие-то результаты есть?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Безусловно, мы принимали участие. Ну, некоторые результаты я могу вам назвать. Ну, например, мы победили на выборах и прошли в местные парламенты в Ярославле (более 5%), в городе Электрогорске (9,2%), в городе Березовском на Урале (6,59%), а в Первоуральске 20,5% мы получили, мы там…
Н. КОСТИЦИНА: Это где такой город?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Тоже на Урале.
Н. КОСТИЦИНА: Урал.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Первоуральск, мы будем там формировать фракцию. Есть и отдельные еще достижения на отдельных муниципальных выборах. Я не могу сказать, что это какие-то крупные успехи, но это достойно…
Н. КОСТИЦИНА: Нет, но Первоуральск — это хорошо.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Достойное, да, достойное выступление на выборах.
Н. КОСТИЦИНА: Что касается наших, соответственно, петербургских дел? Естественно вопрос, который волнует, наверно, не только меня — когда у петербургского отделения партии «Яблоко» все-таки появится руководитель?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ну, я думаю, до конца года этот вопрос будет решен. Вот, там сложная ситуация, вы знаете ее причины, и партия сделает всё возможное, чтобы до конца года этот вопрос решился. Я не могу гарантировать, но надеюсь, что это так и будет. По крайней мере, такой план.
Н. КОСТИЦИНА: Это в рамках уже конференции отчетно-выборной?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ну, конечно, а как же руководители появляются? Будут выборы.
Н. КОСТИЦИНА: Какие-то кандидатуры можете назвать?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Нет, я не могу назвать кандидатуры, потому что даже не хочу это обсуждать, еще рано. Там идет очень болезненный процесс, связан он с фальсификациями, которые были год назад на выборах, связан он с тем, что внутри партии очень тяжелый конфликт, именно в региональном отделении Петербурга. Конфликт очень глубокий, принципиальный, и личностный, и политический, в общем, там серьезные есть проблемы. Кстати, должен сказать, что аналогичные проблемы, не знаю, как они переживаются, есть и в других партиях, власть постаралась это сделать, в разных формах и в разных партиях. Кстати, эти действия продолжаются. Как вы знаете, произошли события, вот, может быть, слышали, нам в Белгороде вообще местные власти умудрились выдвинуть кандидата от «Яблока» без «Яблока». То есть, того кандидата, которого выдвинули мы, они не захотели зарегистрировать и сумели нелегитимным, с нашей точки зрения, образом выдвинуть нашего кандидата, которого партия не выдвигала. Вот, или там, например, в другом при выборах губернатора, значит, разыграли карту — сначала наш представитель стал выступать, потом он себя снял в угоду «Единой России» и т.д. То есть, используются самые разные формы фальсификаций.
Н. КОСТИЦИНА: Скажите мне, пожалуйста, Григорий Алексеевич, ну, в связи с тем, что власти и такую уловку находят, и другую уловку, есть вообще смысл какой-то участвовать в выборах?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ну, это вопрос…
Н. КОСТИЦИНА: Все равно найдутся уловки, и…
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ну, это вопрос шире: а есть ли смысл делать такие передачи, которые мы делаем, потому что все равно они делают всё свое? Просто жизнь такая. Конечно, есть смысл и участвовать в выборах, и добиваться. Между прочим, вот смотрите — протесты, которые были год назад, они с чем были связаны? Они были связаны в значительной мере с тем, что именно «Яблоко» считало необходимым участвовать в выборах несмотря на все вот эти выдумки, «нах-нахи» и прочие всякие другие, и именно это позволило привлечь наблюдателей, и именно присутствие этих наблюдателей позволило людям объяснить, что на самом деле, какие фальсификации происходят на выборах. Ну, в целом-то это необходимый процесс.
Н. КОСТИЦИНА: Да, я помню, мы подробно рассказывали. У нас в Петербурге, да, было немало наблюдателей от «Яблока». Но вот еще один вопрос, и перейдем к делам городским. А как вы относитесь к созданию Координационного совета оппозиции, выборы в который произойдут буквально, опять же, на днях?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ну, опять же, хочу подчеркнуть, это другое политическое направление, ну, как…
Н. КОСТИЦИНА: Ну, как политик, да.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да. Ну, вот как политик я могу сказать — как там люди решили организоваться, это их, так сказать, решение, их дело. Вот, пускай попробуют что-нибудь сделать. Это другое направление.
Н. КОСТИЦИНА: К работе в Законодательном Собрании Петербурга. Инициатива, которая была предложена «Яблоком» и вами, прежде всего (по-моему, вами и депутатом Вишневским), о вызове чиновников в городской парламент. Она, насколько мне известно, была отклонена.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да, небольшим количеством голосов она была отклонена. Вот, в этом нет ничего удивительного, потому что большинство в городском парламенте это «Единая Россия» плюс ЛДПР и отчасти еще коммунисты и ними голосуют, но в данном случае мне кажется, это было голосование именно такого рода. Понятно, что они защищают своих чиновников, они не хотят, чтобы чиновники приходили и отвечали на вопросы. Мы эту инициативу не оставим, будем продолжать.
Н. КОСТИЦИНА: Какие, с вашей точки зрения, важные для города законодательные инициативы, которые «Яблоко» подготовило на вот эту, осеннюю сессию?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ну, я хочу сказать, что осенняя сессия, самым главным вопросом осенней сессии является бюджет.
Н. КОСТИЦИНА: Бюджет.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да, безусловно, является бюджет, это самое главное и самое существенное.
Н. КОСТИЦИНА: Основные ваши претензии? И как депутата, и как экономиста?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ну вот, я хотел сказать вам про бюджет. Ну вот, смотрите, вот, давайте посмотрим, что представляет собой бюджет Петербурга. Бюджет Петербурга — 39% это налоги с физических лиц, почти 39%, там, 38,9%. То есть, это городской бюджет, который практически полностью лежит на плечах населения. Население платит, жители города платят налоги, и так образуется бюджет.
Н. КОСТИЦИНА: Ну, это вообще довольно большая доля, да?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ну, я же вам говорю, почти 40%, ну, почти — 38,9%. Значит, смотрите. Фактически, отказались от публичного обсуждения бюджета, нет публичных реальных слушаний, они проводятся в заочной форме. Второе — нет доступа у обычных граждан и у общественных организаций, и у экспертов, и у специалистов нет доступа к соответствующим документам, чтобы их посмотреть. Третье. Значит, вот сейчас вносится, там 130 томов, там огромное количество, потом, ко второму чтению будут внесены поправки. Процедура такова, и вот это одна из важнейших претензий, что во втором чтении не нужны при поправках обоснования, следовательно, всё, что внесено при первом чтении, оно всё как бы теряет смысл, как только вносятся поправки во втором чтении, это уже всё совсем другое. То есть, тут уследить за бюджетом невозможно. И, наконец, смотрите — бюджет представляется в такой форме, вот, все, кто работают в Интернете, знают, он представляется в форме PDF, то есть, в форме фотографии, а нужно бы, чтобы он предоставлялся, как в Москве и как в федеральный бюджет…
Н. КОСТИЦИНА: То есть, в печатной форме?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: В виде Excel’я, чтобы его можно было… в форме Excel, программы, чтобы его можно было анализировать, а он так сделан, что его невозможно проанализировать. Иначе говоря, нашей важнейшей задачей является внесение поправок в закон о бюджетном процессе для того, чтобы значительно повысить прозрачность рассмотрения бюджета, процедуру рассмотрения бюджета поставить с головы на ноги, чтобы всё было последовательно, и это приведет к повышению эффективности расходов, потому что бюджет это такое дело, что если он контролируется теми, кто эти деньги платит, то тогда эти деньги используются гораздо более эффективно и гораздо более предметно.
Н. КОСТИЦИНА: Нет, тем более, возвращаясь… больше, вот это, большую долю, на самом деле, около 40%, это состоит из наших налогов непосредственно.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да, да. Ну, налог на прибыль это тоже работа предприятий города, но 40%, вот, 40%… Так, налог на прибыль составляет 24%, а 38,9% — это прямые налоги, самая большая доля, вот, если ее соединить, это самая большая доля.
Н. КОСТИЦИНА: Григорий Алексеевич, вы сказали, что в разных формах — в Москве в форме Excel…
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да, представляется в таком…
Н. КОСТИЦИНА: …а здесь PDF. Может быть, человеку непосвященному это непонятно. То есть, вот, почему в Моск…
Г. ЯВЛИНСКИЙ: А я скажу еще раз. Это форма бюджета такая, которую невозможно анализировать — невозможно сравнивать одни столбцы с другими, невозможно суммировать, невозможно анализировать цифры, а делать это совершенно надо. Ну, например, вот проект 2013 года. В целом расходы бюджета сокращаются, в принципе, это хорошо, и падает дефицит, это положительно. Но при этом, скажем, расходы на содержание исполнительных органов власти растут на 4%. Вот, это же интересный вопрос.
Н. КОСТИЦИНА: А указано, на что, на какие статьи?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да, вот эти… вот, надо же… Вот, например, есть такое учреждение, может, вы о нем слышали, централизованные бухгалтерии, да? Централизованные бухгалтерии во всех районах. Вот, на них почти, почти полтора миллиарда рублей, ну, 1,4 миллиарда, это 50 миллионов долларов просто на содержание централизованных бухгалтерий — это рост в этот раз, рост на будущий год в 8%. Ну, вот с чем это связано? Почему вдруг произошел рост? Я думаю, что они выполняют полезную функцию, но я хотел бы понимать, что случилось в городе такого, что нужно увеличивать на 8% расходы. Или, например, расходы…
Н. КОСТИЦИНА: При всем при том, что нас призывают экономить.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да. Или, например, расходы растут на 20% на телекоммуникационные системы, обслуживание. Что это значит? Для того, чтобы всё это анализировать — вот, почему здесь на 4% органы растут управления, почему на 8% растут централизованные бухгалтерии, почему телекоммуникационные системы, обслуживание их, на 20%, вот, что это все означает — для этого нужно иметь возможность подробно и прозрачно анализировать бюджет, показывать, как всё это происходит. В такой форме, как это сейчас происходит, это почти невозможно. Или, например, три миллиарда рублей выделяется на теплоснабжение. Ну, известно, что происходило в прошлом году с теплоснабжением, хотелось бы точно понимать, что это означает, какова эффективность этих расходов, какова эффективность расходов, скажем, государственных унитарных предприятий. У меня вот, вообще подозрение, что это именно самые непродуктивные расходы, то, что выделяется государственным унитарным предприятиям, потому что там вообще нет никакой отчетности. Или вот еще пример, третий. Вы спрашиваете, какие замечания…
Н. КОСТИЦИНА: Ну, это те самые ГУП’ы, да?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да. Вот, субсидии, государственные субсидии выделяются. Вот, я хотел бы выяснить, по какому принципу? Нет конкурсов, нет каких-либо специальных процедур, с помощью которых их выделяют, или какие принципы заложены и какие процедуры применяются, что одним субсидии дают, а другим субсидии не дают, и почему именно в таком размере? Вот это всё является предметом рассмотрения.
Н. КОСТИЦИНА: Григорий Алексеевич, а в свете того, что вот эта инициатива законодательная по вызову чиновника, она была за… ну, как бы завернута, скажем так, да?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да.
Н. КОСТИЦИНА: То сейчас нет возможности, я так понимаю, у депутатов задать вопросы…
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ну, можно задать вопрос губернатору, он может делегировать кого-то, кто придет, но для чего так было сделано?
Н. КОСТИЦИНА: А ответ придет тогда, когда уже бюджет…
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да, ког… вот. А вот, вы говорите, когда уже бюджет… Вот, например, мы проанализировали — только что пришла отчетность по выполнению целевых программ, целевых программ — это значит, жилье, там, целевые социальные программы, коммунальные программы, — и их исполнение за минувший год, за тот еще год около 80%, в среднем. Но сегодня это уже обсуждать даже… Вот, как вы говорите, ответ пришел, но он пришел тогда, когда уже это обсуждать как бы поздно.
Н. КОСТИЦИНА: Поезд ушел.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: А я хотел бы сказать, три назвать, вот, три ключевые проблемы. Значит, с нас, со всех, со всех жителей Петербурга собирают деньги в бюджет. Вот, есть три проблемы — квартирный вопрос, пробки на дорогах и сохранение исторического центра. Вот три стратегические ключевые проблемы. Вот, я хотел бы видеть в бюджете, сколько, какой удельный вид расходов на расселение, на инфраструктуру, на инженерные сети. То, что было в прошлом году, это просто мизер, понимаете? При том, что вносятся еще и поправки, когда огромное количество средств вдруг отправляется в какие-то неизвестные фонды, вдруг отправляется на какие-то неизвестные праздники, вдруг отправляется на такие туманные вещи, как озеленение всего и вся, то, что невозможно проверить. Это, знаете, однажды подсчитали вывоз снега в городе Москве, и оказалось, что там за год вывезли снега столько, сколько его выпало в Москве за двести лет, понимаете? Вот это примерно на такую тему вещь. Это немного шутка, но шутка, имеющая смысл. Значит, я хотел бы видеть, и наша фракция хотела бы видеть важные стратегические направления, как они решаются в бюджете. К сожалению, на сегодняшний день ничего отрадного сказать не могу, но анализ продолжается, и мы будем на этом настаивать. И все же, дорогие слушатели, я хотел подчеркнуть — самым главным вопросом является прозрачность, подотчетность и подконтрольность каждой копейки, которую вы платите городу в бюджет. Вы содержите город, вы, не он вас, а вы его, вы платите 40% всех денег, какие в городе есть, остальные 25% там платят предприятия, на которых тоже вы же работаете. Иначе говоря, за ваш счет это всё содержится. Почему сделано так, что ничего не возможно проанализировать, во-первых?
Н. КОСТИЦИНА: А почему?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ну, потому что в мутной воде легче ловить золотых рыбок, известное же это дело. Если бюджет будет прозрачный, подотчетный, тогда можно на него влиять, тогда можно что-то менять. А там еще будет история с депутатскими поправками, это еще будет отдельная вещь, которая закрывает тему изменений бюджета в целом, но зато позв…
Н. КОСТИЦИНА: То есть, это депутатская поправка, которая, еще раз…
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ну да, ту, которую в прошлом году делали таким образом, что безымянная, то есть, неизвестно чья, анонимная поправка была проведена, вот, на очень значительную сумму, и она было роздана остальным депутатам, в том числе членам бюджетно-финансового комитета в последнюю минуту в виде тридцати девяти страниц, таблиц, ничего нельзя было проанализировать, и на вопрос, кто это вносит эти изменения, вот, кто перераспределяет деньги… Там, могу по памяти сказать, там было перераспределение, скажем, с тех же энергосетей, тепловых сетей, в пользу различных фондов, каких-то малоизвестных общественных организаций и т.д.
Н. КОСТИЦИНА: А тепловые сети — вот, у нас тепловой… начался, и рвутся.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Кто это делает? Даже и не было никакого ответа. Иначе говоря, весь этот комплекс вопросов, связанных с бюджетом, он исключительно существенный, исключительно существенный. И это то, чем мы будем заниматься в первую очередь всю осень. Кроме того, есть план, утвержденный Собранием, Заксобранием и администрацией города, и там есть целый рад задач, которые записаны, скажем, лично за мной и за фракцией…
Н. КОСТИЦИНА: В частности, за вами что записано?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да. Ну вот, например, там определение нового порядка формирования и осуществления полномочий Контрольно-счетной палаты. Контрольно-счетная палата, как вы понимаете, сюда напрямую примыкает. Этот проект закона внесен. Вот, перевнесение сегодня я осуществил закона, тоже который туда входит об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге, связанных с деятельностью уполномоченного по правам человека.
Н. КОСТИЦИНА: А тут в чем проблема?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: А там просто повышается роль уполномоченного и его возможности работать. Это очень актуальный и серьезный вопрос. Если еще вам сказать, вот, я уже об этом говорил — это закон о бюджетном процессе в Санкт-Петербурге, он сейчас находится в стадии разработки, в ближайшее время будет внесен. Есть еще у нас на осень, мы хотели бы еще некоторые вещи сделать такие, весомые, такие… то, что связано с изменением порядка назначения мировых судей, это то, что для города важно. Вот, формирование отсутствующего в городе общественного органа — ну, скажем, что-то такое, как…
Н. КОСТИЦИНА: Там что-то типа общественной палаты?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да. Ну, мы еще… мы хотели бы сделать что-то серьезное и не имитационное, и не кукольное. Ну, вообще говоря, в этом направлении, да. Вот это — такие задачи. Но еще раз повторю, конкретные расчеты и конкретные вещи это самый главный вопрос, всё то, что напрямую связано с расходованием средств и с бюджетом, и со всем с этим.
Н. КОСТИЦИНА: Вы упомянули о Контрольно-счетной палате, да? Ситуация, о которой явно вы знаете — это строительство у нас стадиона «Зенит». Деньги вкачиваются, что называется, он всё дорожает, дорожает, уже приезжал сюда не раз и премьер-министр Дмитрий Медведев, который говорил о том, что необходимо стадион достраивать. Партия «Яблоко» как-то не хочет инициировать, не знаю, там, проверку того, а куда деньги-то все подевались вкаченные?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ну, это же уже не первый раз этот вопрос ставится, и каждый раз эти вопросы ставятся не только партией «Яблоко», а вот, как вы говорите, и бывшим Президентом, теперь премьер-министром этот вопрос ставится, и приезжает Степашин, все же петербуржцы у нас теперь руководят всей страной, Петербург теперь все страной (неразборчиво), но воз и ныне там, он не сдвигается с места. Первоначальная стоимость стадиона была шесть миллиардов, теперь она уже более 40 миллиардов. Вот, я, например, призываю попробовать дать полный отчет о расходовании средств. Вот, считайте мое выступление… Значит, если кто-то думает, губернатор или его заместители думают, что этот вопрос так и останется без внимания, они ошибаются. Чем быстрее они сделают полный, публичный, подробный, до копейки отчет, что происходит с себестоимостью строительства, кто за это несет ответственность, какие расходы понес городской бюджет (он там только часть), куда деваются остальные средства, кто является основным заказчиком, подрядчиком и т.д. — вот, весь этот комплекс вопросов должен быть абсолютно публичный. Нужно, чтобы они опубликовали просто брошюру с полным отчетом, до копейки всех средств, связанных со строительством стадиона, вот это был бы серьезный разговор.
Н. КОСТИЦИНА: При нашей жизни увидим мы этот отчет?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ну, безусловно, раньше или позже это будет сделано, они никуда не денутся, но хотелось бы просто, чтоб всё делалось вовремя. Я думаю, что отношение к городу, к людям должно быть таким, чтобы их уважали, потому что всё, что в городе делается, делается за их счет, за деньги людей, которые живут в городе. Вот поэтому анализ бюджета, отчетность по бюджету, структура бюджета, пропорции бюджета настолько важны, а главное — его прозрачность, подотчетность и подконтрольность.
Н. КОСТИЦИНА: ВременнЫе рамки? То есть, бюджет должен будет принят до конца до конца года, правильно?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Да. Но он, видимо, еще пойдет по старой процедуре, а мы будем вносить свои изменения уже в законы с тем, чтобы бюджет будущего года шел по новой процедуре. Однако, всем понятно, что необходимо вести обсуждение бюджета уже на другой основе. К сожалению, новая администрация Санкт-Петербурга не захотела по-новому вести дела в бюджетной сфере.
Н. КОСТИЦИНА: А предложение это было сделано, соответственно?
Г. ЯВЛИНСКИЙ: А сделано было еще весной, и неоднократно. И здесь, у вас я это несколько раз рассказывал.
Н. КОСТИЦИНА: Не услышали.
Г. ЯВЛИНСКИЙ: Ну, что же, пока им так выгодно, но это они ошибаются, что так выгодно. Выгоднее сделать бюджет открытым, прозрачным и понятным.
Н. КОСТИЦИНА: Ну что ж, я благодарю вас за то, что нашли время, приехали в студию. Я напоминаю, что Григорий Алексеевич Явлинский, руководитель фракции партии «Яблоко» в Законодательном Собрании Петербурга, был у нас в гостях. Спасибо!