Григорий Явлинский дважды был кандидатом в президенты России (на третий раз в 2012-м ЦИК отказал ему в регистрации), был вице-премьером союзного и российского правительства, жестко критиковал Горбачёва и Ельцина, три созыва руководил фракцией «Яблока» в Государственной Думе. Сейчас тоже возглавляет фракцию созданной им партии, но уже в ЗакСе Санкт-Петербурга.

— У Законодательного собрания города весьма ограниченные полномочия, — говорит известный экономист и политик. — И это не только в Петербурге. В целом в стране законодательная власть, особенно в регионах сегодня во многом ограничена в пользу исполнительной. Это характерно для неэффективной авторитарной системы. Например, в парламенте Петербурга ничего нельзя сделать в отношении правоохранительных органов, государственной службы, деятельности высокопоставленных чиновников. По многим важным вопросам можно только писать запросы и пожелания.

Принимаем — поправляем

«АиФ-Петербург»: — Со дня на день в Мариинский дворец поступит проект бюджета Санкт-Петербурга на 2013-ый и плановый период 2014-2015 гг. Вот где вам карты в руки – вы же разрабатывали экономические реформы, в 90-х подготовили известную программу «500 дней», призванную в кратчайшие сроки поставить страну на рыночные рельсы. И сейчас, очевидно, предложите свои варианты, чтобы пополнить средства в городской казне.

Григорий Явлинский: — Первый вопрос пополнения казны — прозрачность и понятность. Бюджет — это закон, который призван чётко определить, как администрация обязана тратить деньги горожан, полученные при сборе налогов, и как будет развиваться город. Однако никакой четкости и ясности нет — постоянно идут корректировки, многое не выполняется, но снова и снова планируется. За прошлый год, например, остаток неиспользованных средств в части социальной политики составил 5 млрд. рублей, т.е город существенно не выполнил свои обязательства, предусмотренные в бюджете. Видно, нет большого желания заниматься и коммунальными квартирами. В 2011 году их расселено 1499, а согласно принятой Программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга на 2008 — 2011 годы, подкрепленной соответствующим бюджетом в пределах имеющихся средств, должно быть расселено не менее 20 тысяч. Так что горькое звание «коммунальной столицы» сохраняется. Когда мы обратились за разъяснениями, получили ответ представителя администрации города: «…большая часть недоосвоенных бюджетных ассигнований имеет объективные причины … и, следовательно, не требует принятия каких либо мер»… Дисциплина исполнения бюджета продолжает оставаться низкой и в этом году. К 1-му августа 2012-го года бюджет города по расходам был исполнен всего на 38,7%, в 2011 – на 44 процента.

«АиФ-Петербург»: — Как же, по- вашему, можно исправить ситуацию?

Григорий Явлинский: — Прежде всего, необходимо восстановить нормальную логику: сначала заслушать отчёт об исполнении закона о бюджете за прошлый год, выявить ошибки и недоработки, выработать меры и сформулировать соответствующие рекомендации по их исправлению, и уже на этой основе, если это будет необходимо, корректировать. Нынешнее положение неприемлемо: бюджет утверждается, а через два месяца вносятся десятки поправок. Причем как их принимают? Члены Бюджетно-финансового комитета от оппозиционных партий получили поправки только во время голосования – 39 страниц таблиц даже без пояснительной записки. Поправки анонимные, было непонятно даже, кто внёс эти предложения. На просьбу — «Автора!» последовал отказ. Что касается содержания, то, например, были уменьшены субсидии на проведение капремонта домов, строительство и реконструкцию тепловых сетей, оказание социальной помощи на дому. В то же время 15 миллионов выделили фонду «Радуга Любви», причём Любовь с большой буквы. Никакой информации об этой таинственной «радуге» в интернете найти не удалось.

«Распил бюджетного пирога»?

«АиФ-Петербург»: — На следующий год начнётся реализация масштабной программы по сохранению исторического центра Петербурга. Первоначальная цена вопроса 1 млрд, общая – 4 триллиона рублей. Откуда возьмутся такие суммы?

Григорий Явлинский: — Вы правы — это странная цифра. Четыре триллиона -это около 100 млрд евро. Я не знаю как определили такую сумму, но из опубликованных данных известно, что, например, реставрация всего комплекса римского Коллизея стоит не более 40 млн.евро, а такой гигантский проект реставрации центра города как «Большой Париж», вместе с сооружением 170 км скоростного автоматического метро оценен в 35 млрд евро. Губернатор Полтавченко объявил сумму почти в 3 раза больше, что, конечно, вызывает недоумение.

Не знаю, есть ли город в мире, который сможет за свои средства осуществить реконструкцию такого масштаба. Тем более в условиях, когда все основные финансовые потоки концентрируются в Москве, а здесь, в регионах, остаются слёзы. Что это за бюджет для 5-миллионного города в 400 миллиардов рублей? Поэтому решение следующее. Петербург должен поставить вопрос перед правительством и президентом России о создании федеральной программы реконструкции исторического центра Петербурга.

«АиФ-Петербург»: — Снова просить деньги у Москвы?

Григорий Явлинский: — Не просить, а потребовать и получить! Потому что Петербург – не нищий с протянутой рукой. Это город великой судьбы, центр мировой культуры. Кому нужны дорогостоящие саммиты во Владивостоке, с наспех сооружёнными, даже без боковых съездов мостами и расползающимися после первого дождя дорогами, мировой футбол в одиннадцати городах и огромные стадионы, если мы не можем сохранить душу своего государства? Не надо обижать жителей этого потрясающего города, которые здесь родились, выросли и сохранили его в самые суровые времена. Даже будь на невских берегах один только Эрмитаж, и то надо беречь город, как драгоценность. К сожалению, этого не происходит. Планируем уже в этом году подготовить такое обращение нашей фракции от имени Законодательного собрания в федеральные структуры с предложением немедленно сверстать программу и выделить все необходимые деньги.

«АиФ-Петербург»: — Кстати о стадионах. Недавно премьер Медведев назвал долгострой «Зенит-Арены» «позором». Пять лет назад, когда строительство начиналось, проект оценили в 6,5 млрд. Сейчас говорят уже о 43 млрд и это, похоже, не предел. Причём депутаты постоянно голосуют «за» растущую стоимость. Так произойдёт и на этот раз?

Григорий Явлинский: — Проект все время меняется — стоимость растет, а стройка не заканчивается. Либо это крайняя безответственность, либо — большая кормушка или, как сейчас говорят, «распил», делёж «бюджетного пирога». Не случайно такие словосочетания в нашей жизни уже стали нарицательными. Трудно поверить, что в современной России нет специалистов, которые могут построить стадион мирового класса за нормальные деньги и в приемлемые сроки. А нам таких через шесть лет к чемпионату мира потребуется одиннадцать. Так мы голые останемся, если каждый будет стоить по 43 миллиарда. Увы, смета этого строительства непонятна и узнать о реальном положении дел сложно. Удивляет и всеобщее благоденствие. С инспекцией приезжают премьер, глава Счетной палаты, не счесть различных комиссий и контролёров, однако ощутимых сдвигов не происходит. Летом этого года еще не было экспертизы итоговой стоимости объекта, цены растут, денег уходит всё больше, но стадион до сих пор так и не построен.

Не врать и не воровать!

«АиФ-Петербург»: — Известен ваш рецепт против этой болезни: «Не врать и не воровать!» Как думаете, почему «лекарство» не действует?

Григорий Явлинский: — Чтобы лекарство действовало его надо принимать… В начале, как я уже сказал, необходима полная прозрачность и ясность. Бюджет должен быть сформулирован и представлен в Интернете, так чтобы всем всё было понятно. Чтобы любой человек, каждый петербуржец, который платит налоги, врач, учитель, продавец, предприниматель или директор завода, в любую секунду дня и ночи могли проверить на протяжении десяти лет, что происходит с их деньгами и как они тратятся. Скоро начнётся обсуждение городского бюджета и мы будем проводить линию на максимальную, абсолютную прозрачность. Настаивать, чтобы документы публиковались в печати и оперативно выкладывались в сети. Внимательно подойдём и к общественным слушаниям, постараемся, чтобы в них участвовало как можно больше людей. Хватит прятать все эти бумаги. Это не секреты, а проблемы, интересующие всех — детские сады, школы, дороги.

«АиФ-Петербург»: — Учителей, врачей в нашей стране называют «бюджетниками». До каких пор это слово будет синонимом бедности и незащищенности?

Григорий Явлинский: — Бедность и незащищенность бюджетников в сегодняшней России это признак того, что в последние десять лет в стране идет процесс распада политической культуры, утрачиваются важнейшие смыслы. Речь о том, что государству, например, не нужна академия наук, не нужны ученые и эксперты, занимающиеся наиболее фундаментальными проблемами, не нужны «некоммерческие» институты — такие как Институт стран Азии и Африки или Институт Латинской Америки и многое другое, что отличает мировое государство от мировой провинции. Поэтому у страны, где учитель от работы которого напрямую зависит благополучие и развитие государства постоянно находится в положении малооплачиваемого, большие проблемы с будущим. И дело не в том, что нет денег — принято считать, что денег всегда не хватает, но сейчас их у страны не так уж и мало. Например, в ближайшие годы правительство смело собирается отдать на оборонные расходы 23 триллиона рублей, да и в Петербурге намеревались потратить не менее 60 млрд. рублей на башню на Охте. Хотя всем понятно, что такие деньги лучше бы направить на обновление центра города. Деньги в стране и городе есть, другое дело, на что они тратятся.

Оригинал