Администрация Санкт-Петербурга заявляет о снижении числа аварий в уходящем отопительном сезоне. Поздравляем!

Однако надеемся, что чиновники и Губернатор понимают, что основная причина «успеха» связана исключительно с теплой зимой.

Кстати, все знают, что в Петербурге бывает и по-другому. Например, в 1987 году температура в городе опускалась до -35 °С. При этом для нынешней устаревшей и едва живой системы теплоснабжения опасны не только низкие температуры, но и резкие перепады. Могут ли повторится сильные морозы и когда – попробуйте угадать. А вот о том, что город к этому не готов, гадать не надо, – будет если не катастрофа, то бесчисленное множество аварий. Даже по официальным данным за период новогодних праздников в январе 2015 г. зафиксировано более 1600 случаев снижения температуры в квартирах.

Ситуация с расходованием средств на обеспечение теплоснабжения, к сожалению, абсолютно типичная для российской экономики последних лет: денег тратится очень много, а толку очень мало.

Ежегодно на нужды теплоснабжения расходуется до 18 миллиардов рублей. Система выстроена таким образом, что увидеть совокупные расходы бюджета практически невозможно. К примеру, Адресная инвестиционная программа финансируется через Комитет по энергетике и инженерному обеспечению в объеме до 5 млрд. рублей. Разница в тарифах для населения компенсируется по линии Жилищного комитета в объеме 7 млрд. рублей. Дополнительно выделяются целевые субсидии для строительства объектов теплоснабжения и т. д.

Эффективность расходования бюджетных средств не обсуждается и не анализируется на протяжении последних 8-10 лет.

Результаты «впечатляют»! По официальным данным за период с 2008 по 2013 годы выполнена реконструкция порядка 1900 км. тепловых сетей. Снижение потерь тепловой энергии при передаче по сетям в результате выполненной реконструкции составило: в зоне теплоснабжения ГУП «ТЭК СПб» – 0,3 %, ООО «Петербургтеплоэнерго» – 1,2 %. Одновременно износ основных фондов производства и передачи тепловой энергии увеличился на 9%. При этом реальный потенциал снижения тепловых потерь может составлять до 50%.

Утвержденная «Стратегия 2030» предполагает, что степень износа объектов коммунальной инфраструктуры к 2030 году не должна превышать 20%. На следующем этапе (июнь 2014) была утверждена государственная программа, в которой степень износа основных фондов системы теплоснабжения должна расти и достигнуть 43% к 2020 году. Финансирование мероприятий госпрограммы заявлено в объеме 96 млрд. рублей. То есть город должен платить за увеличение степени износа.

Но и это еще не все. В декабре 2014 года утвердили схему теплоснабжения города. В ней объем финансирования на этот период составляет уже 163 млрд. рублей. И тоже никаких целей не сформулировано.

Неужели у администрации города до сих пор нет представления о том, что производство, транспортировка и потребления тепловой энергии – это технологически связанные процессы, или им просто всё равно, и забота лишь о сохранении своего положения и/или об откатах?

К примеру, в утвержденной схеме теплоснабжения предлагается в сжатые сроки израсходовать 36 млрд. рублей на создание закрытых систем горячего водоснабжения. Но отдельно такие мероприятия выполнить невозможно. Представьте, что у вас есть старые «жигули», и вам предлагают установить на них современную автоматическую коробку передач, например, Volvo. Скорее всего, после такой «реконструкции» автомобиль не сдвинется с места. Так и с утвержденной схемой теплоснабжения. Там заложены абсолютно неприемлемые для сложившегося положения мероприятия и по явно завышенной стоимости.

С учетом сложной экономической ситуации у городского бюджета могут сократиться возможности по финансированию государственных программ. В таком случае степень износа будет расти ускоренными темпами.

Очень важно обратить внимание на региональную энергоэффективность системы теплоснабжения. Проблема заключается в том, что город планирует сохранить выработку до 50% тепловой энергии в устаревших котельных. Во всем мире централизованное теплоснабжение имеет смысл только в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии. Коэффициент использования топлива в современных ТЭЦ может достигать 88%. Санкт-Петербургские предприятия обладают достаточным научно-техническим и производственным потенциалом для создания самых современных образцов оборудования. Существует возможность сократить потребление газа в регионе минимум на 30%, существенно улучшить экологическую ситуацию и снизить тарифы. Срок окупаемости таких проектов составит от 4 до 8 лет. Но возможность использования современного оборудования даже не рассмотрена в утвержденной схеме теплоснабжения. Во многих российских городах (Красноярск, Екатеринбург, Архангельск и др.) ситуация со схемами теплоснабжения не идеальная, но существенно лучше. Там можно увидеть перспективу.

Фракция «ЯБЛОКО» считает вопросы, связанные с теплоснабжением, одними из основных для города. Прикладывается много усилий для того, чтобы убедить городскую администрацию в необходимости переработать схему теплоснабжения, привлечь необходимых специалистов.

Управляющие организации, ТСЖ, ЖСК очень часто оказываются «крайними» в этой истории. Значительная часть задолженности перед теплоснабжающими организациями связана с отсутствием отлаженной системы учета объемов потребленной тепловой энергии и «перетопами». В этом нет никакой вины управляющих организаций и ТСЖ! Иногда председателям ТСЖ, ЖСК удается в судебном порядке защитить свои права. Но это лишь единичные примеры. В условиях противодействия со стороны властей и монополистов кардинальных изменений достичь невозможно.

В заключении хочу выразить благодарность изданию «Общественный контроль» за систематическое внимание к столь сложному и актуальному для Санкт-Петербурга вопросу. Надеюсь, что совместными усилиями мы сможем изменить ситуацию к лучшему.

С уважением,
руководитель фракции «ЯБЛОКО» в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга
Григорий Явлинский