Новая газета, 20 марта 2000 года, №11

Елена Афанасьева
Тоскующие по рейтингу

Как же они надоели друг другу, эти кандидаты. Изо дня в день сидеть друг против друга, слушать и повторять одно и то же — никакой политической усидчивости не хватит! Бесконечные прожеребьеванные избиркомом дебаты на госканалах плюс со все тем же набором лиц «О, счастливчик!», «Глас народа», «Пресс-клуб» и проч., странным образом не подпадающее ни под платный, ни под бесплатный эфир.

О, парадоксы нашего выборного законодательства! Глава ЦИК Вешняков вдалбливает, что «только зарегистрированные кандидаты или их доверенные лица имеют право вести агитацию через СМИ и только при соответствующей оплате за счет средств избирательного фонда», а все остальные, и журналисты в том числе, слова не скажи! Опубликовал данные социологических опросов без указания статистической оценки возможной погрешности — считай, допустил административное правонарушение, сколько-то там положенных законом минимальных зарплат с твоего издания вычтут! А пригласил в эфир кандидатов с разговорами как «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне…», так и собственно о выборах — и никаких нарушений! Но это так, к слову — о порядке определения, что есть, а что не есть «предвыборная агитация» и с чем ее едят… Вернемся к нашим баранам (прошу не усматривать в употребленном образном выражении никаких аналогий).

В мартовском телеэфире кандидаты строго разделились на три группы. Первая — Путин. Он и так с сентября не сходит со всех выпусков информационных программ, так что, ясное дело, какие-то там дебаты да разница между тампаксом и сникерсом ему не нужны.

Вторая кандидатская группа — Зюганов (откомандировавший на официозно-принудительные дебаты своих товарищей по партии, а сам лично вспахивающий электоральную ниву с обязательным отражением процесса в выпусках новостей) и Явлинский (впервые в этой кампании решивший не отдавать конкурентам столь мощный ресурс, как телевидение, и использовать его во всех видах, кроме скучного).

Теперь Григорий Алексеевич, по его собственным словам, наконец понявший, что «о судьбах родины надо скорбеть все остальное время, а в предвыборную кампанию надо просто хорошо выглядеть», все чаще предстает в неформальном виде, перемежая разговоры о любви («Женские истории» ОРТ) и футболе («Третий тайм» НТВ) варениками с картошкой («Смак» ОРТ). Если Явлинский в своем старом телеварианте о проблемах экологии говорил бы с думской трибуны при пиджаке и галстуке, то новый теле-Явлинский разговоры об окружающей среде ведет в экологически чистой куртке, прогуливаясь рядом с молодой мамашей с колясочкой, не забывая по ходу сделать ути-ути-ути младенцу, которому в сохраненной природе расти («Среда» НТВ).

А третья кандидатская группа — девятка бегунов на месте. Эти жар-птицу не догонят, но согреются. Вместо духа здорового соперничества они успели объединиться на почве ненависти к кандидатам второй группы. К Путину у них вопросов нет. Не сомневаются, что мелькать в эфире ему положено по должности. Но оставленная вниманием соперников девятка не может простить Зюганову и Явлинскому того, что те сами на теледебаты не ходят, конкурентов не уважают.

Жириновский (проводящий всю кампанию с нарочитым нежеланием, почему и попавший все в ту же третью группу) обижен в лучших чувствах. Чем? Частотой появления Явлинского в эфире. С ним солидарен и Говорухин. «Утюг включишь, и там Явлинский!» — жалуется он Центризбиркому, не обращая внимания на то, что и прочие представители кандидатского племени в эти дни кочуют с канала на канал. Видно, вопрос все же не в количестве, а в качестве.

Сами кандидаты третьей группы успели и «эфирный» гардероб друг друга досконально изучить, и все варианты ответов (и свои, и спарринг-партнеров) на все возможные вопросы вызубрить, и даже собственное любопытство за счет оплаченного налогоплательщиками эфира удовлетворить. «Так было или не было?!» — задавала насущнейший вопрос нашей жизни кандидату Скуратову кандидатка Памфилова в ходе предвыборных дебатов по ОРТ. Озаботилась, видно, чаяниями народа, ощутила за плечами свою часть электората — всероссийскую армию любителей покопаться в чужом белье.

Впрочем, опыт показывает, что главные телесражения за электоральные души начинаются именно в последнюю предвыборную неделю, то есть с сегодняшнего дня. И выдают такие примеры смеси политрекламы, информации, PR и просто глупости, что все накопившееся за предыдущие предвыборные времена просто цветочками кажется. Маленькими телецветочками предвыборного зла.

P.S. Как нам стало известно, в эти выходные дни с эфира ОРТ были сняты две программы: «Как это было» и «С легким паром». Программы более чем разные и по форме, и по содержанию. В одной — серьезный разговор о создании программы «500 дней» и причинах того, что она не была реализована, в другой — байки в бане. Общим в них оказалось то, что и стало, собственно говоря, причиной их удаления из предвыборного эфира: участие Григория Явлинского. Насколько нам известно, никаких официальных запретов, указаний на нарушение правил предвыборной агитации или требований снять программы с эфира со стороны Центризбиркома не поступало, и инициатива шла непосредственно от самого канала. Видно, хозяев ОРТ так испугал растущий рейтинг Григория Алексеевича, что они решили пожертвовать рейтингом собственным и снять с эфира весьма популярные программы, стабильно выходящие в прайм-тайм выходных дней.