Прошла неделя после съезда. Споры в партии и вокруг неё не утихают, но в целом представление уже вполне сложилось.

Это был съезд, который смог показать настоящую живую политику. Именно такой съезд был важен потому, что наше общество зависло в удушливом и ядовитом иррациональном мороке, который генерирует современная российская власть и те, кто её обслуживают. С ним надо бороться, его надо разгонять. Хорошее средство – разоблачать ложь и говорить правду. Мы это делаем.

Тем не менее за последние 15 лет в обществе возникла огромная усталость и автоматизм реакций. Режим критикуют много, слова говорятся самые разные, а ситуация не меняется. При этом мы имеем дело не только с кризисом власти в стране, но и с необходимостью преодолевать отказ государства от публичной политики вообще.

Чтобы не замкнуть жизнь на бесконечном ожидании момента, когда «режим рухнет», необходимо опираться на ту часть гражданского общества, которой нужна честная публичная конкурентная политика.

Задача нашей партии, представляющей (не в одиночку, конечно) эту часть общества – создавать основу будущей государственной системы – то «горчичное зерно», из которого можно будет вырастить сильное современное европейское государство.

Именно поэтому у съезда было два взаимосвязанных ядра – дискуссия о поправке в Устав, ограничивающей срок пребывания на посту председателя, и конкурентные выборы, которым предшествовала короткая, но яркая и насыщенная кампания.

Дискуссия об ограничении срока была ожидаемо трудной и долгой. Это же не эксперимент, а перемена, которая на многих и на многом отразится, уже отразилась. Хорошо, что партия оказалась способной на такую перемену.

Здорово, что в выборах участвовали люди, представляющие молодых (кандидаты, которые в буквальном смысле выросли в партии) и регионы, или и то и другое сразу. Здорово, что все они разные, способные совершенно по-разному, но очень эффективно работать в политике. Работать именно в политике, а не уйти с головой в иную профессиональную сферу, хотя они и в своей профессии успешны. Самое главное, мы создали на съезде и вокруг съезда атмосферу, которую надо переносить на нашу раздраженную, уставшую от политики в её нынешнем виде, апатичную страну. Многие в таком состоянии, наверное, и не поняли, что у нас происходило и произошло, а мы «вдыхали полной грудью эту смесь», и это, на самом деле, был вдох жизни, того настоящего, что и после съезда будет нас поддерживать.

О кандидатах все высказались, никто не скрывал своих симпатий, что особенно важно. Прямую и искреннюю заинтересованность проявили старейшины партии. А съезд выбрал. У каждого из кандидатов были свои сторонники и понадобился второй тур. Я рад победе Эмилии Слабуновой, потому что искренне ее поддерживал и болел за неё.

Однако радости от выборов не было бы, если б мы не приняли такое важное для нас решение об ограничении сроков председательства.

Чуть подробнее об Эмилии Слабуновой, и о том, почему я её поддержал. Она – человек из настоящей политической жизни, способной пробивать асфальт, в который методично закатывается политика в России, а в Карелии – с особым рвением. Особая ценность карельского опыта для «ЯБЛОКА» в нынешней ситуации в том, как эта жизнь пробивается: там работает настоящая команда, способная на работу с листа в изменившихся обстоятельствах, без вождей, с взаимными заменами. Эмилию Слабунову сняли с выборов мэра Петрозаводска, по-тому что она была главным претендентом на победу, её заменила Галина Ширшина и не только выиграла выборы во многом на рейтинге Слабуновой, но и стала самым эффективным мэром в России, эффективным вопреки давлению госсистемы, и очень известным человеком. Ширшина открыто поддержала Слабунову – ее обращение было роздано делегатам съезда.

Нам в партии нужна командная работа, согласование позиций, поиск союзников, создание запасных вариантов тактических и кадровых решений. Нам нужна мультивариантность, организационная гибкость.

За выборами до самого последнего момента в глубокой ночи наблюдали и в зале, и за пределами зала – в прямой трансляции. Такого вообще давно не было в Российской политике на любом уровне.

У части наблюдавших было разочарование исходом, порой, сильное, судя по стилистике высказываний. Понимаю их эмоциональную реакцию: каждый болел за своего, но партия – это не один человек, это не царь, это много разных людей. Наша партия сильна именно тем, что её представляют многие яркие личности, каждый из которых – самостоятельная и сильная фигура.

Очень рад, что именно так теперь выглядит руководство «ЯБЛОКА»: с молодыми Александром Гнездиловым (29 лет), Николаем Рыбаковым (37) и очень опытным Сергеем Иваненко в качестве замов председателя, со Львом Шлосбергом в Федеральном политическом комитете партии.

А сейчас говорю всем спасибо, за то, что болели за своего кандидата, за «ЯБЛОКО», за будущее России.

Нам ещё предстоят выборы и ежедневная работа, в которой живая жизнь сталкивается не только с застоем и мороком, но с самой смертью. Буквально. Мы об этом никогда не забываем, потому что это память о наших товарищах.

Мы будем работать и постоянно доказывать, что мы – демократическая партия, способная меняться.

Давайте работать вместе.