ПОЗИТИВ

Первый президентский срок Барака Обамы начался в период глобального экономического спада. В США в 2008 году был отрицательный рост ВВП — -0,3%, рынок труда сокращался на 700 тыс. рабочих мест в месяц. Сам Обама и его сторонники в качестве главного достижения называют предотвращение экономической катастрофы или затяжного спада.

В феврале 2009 года была принята масштабная антикризисная программа стоимостью 787 млрд долларов. В числе главных точечных результатов антикризисных мер — спасение автомобильной промышленности США и реформа финансового сектора, вывод экономики страны на траекторию роста (2,5% в 2010 году). Правда, в дальнейшем темп роста не увеличивался. 12 июля МВФ опубликовал прогноз, согласно которому экономика США в 2016 году вырастет на 2,2%. Ранее фонд предсказывал увеличение ВВП на 2,4%.

Еще одна цифра, которая часто фигурирует в перечне достижений Обамы, — снижение уровня безработицы с 7,8% до 5% (даже 4,7% на данный момент). К началу 2016 года были созданы миллионы рабочих мест, в том числе в ключевых секторах промышленности (автомобилестроении, энергетике, электронике, строительстве). Кроме того, после глубокого спада постепенно начали расти цены на недвижимость и зарплаты, следствием чего стали рост розничных продаж и новые рекорды продаж на автомобильном рынке.

Индекс Dow Jones вырос с 8000 до отметки около 18200 в сентябре 2016-го. При этом инфляция не вернулась, процентные ставки и сегодня находятся на исторически низком уровне, доступ к потребительскому кредиту и ипотечным займам остается открытым.

За годы правления Обамы Америка стала крупным производителем нефти. В 2015 году объем импорта нефти снизился на 37% по сравнению с 2006-м. Глобальное падение цен на нефть, одной из причин которого называют рост производства в США, привело к снижению цен на бензин.

Обаме удалось провести через Конгресс реформу здравоохранения (Obamacare), которая открыла доступ к системе медицинского страхования слоям населения с небольшими доходами.

Обама сократил бюджетный дефицит, выросший при Буше-младшем до 1,3 трлн долларов. Бюджетное управление Конгресса США прогнозирует на 2016-й финансовый год дефицит бюджета на уровне 534 млрд долларов, или 2,9% ВВП страны.

НЕГАТИВ

Надо отметить, что критика Обамы исходит как справа — от оппозиционеров-республиканцев, так и слева — от тех, кто на президентских выборах в 2008-м и 2012-м голосовал за кандидатов от демократов.

Критики слева отмечают, что действительные виновники кризиса — финансовые спекулянты и безответственные рейтинговые агентства — так и не были наказаны. Вместо этого меры по борьбе с кризисом легли на плечи среднего и рабочего класса. Ответом гражданского общества стали массовые протесты (например, движение «Захвати Уолл-стрит»).

Реализация антикризисной стратегии потребовала огромных финансовых расходов, в результате чего государственный долг в 2007‒2015 годах увеличился более чем вдвое и составил к сентябрю 2016-го 19,5 трлн долларов. Комментаторы отмечают, что это проблема, с которой придется иметь дело следующему президенту. Его возможности тратить бюджетные средства или снижать налоги будут меньше, чем у любого другого президента страны после Второй мировой войны.

Сегодня темпы роста пусть не отрицательные, но небольшие и не увеличиваются. Снижение безработицы было связано с уходом людей с рынка рабочей силы. Реальных рабочих мест в 2015 году было на 6 млн меньше, чем планировал Бюджетный комитет Конгресса в 2010-м, а этот прогноз и так считался заниженным. При этом отмечается, что скрытая безработица поразила не только низкоквалифицированных работников, которые не могут найти себе места в современной экономике, но и работников в возрасте 24-54 лет с образованием уровня колледжа и выше. Слабость рынка труда сказалась на уровне рынка заработной платы, которая все еще на 10% ниже прогноза 2010 года.

Обаме не удалось переломить тенденцию: за последние 15 лет в стране закрылось 60 тыс. промышленных предприятий и было потеряно около 5 млн хорошо оплачиваемых рабочих мест. Реальные доходы среднего американца почти не растут с начала 1970-х годов, а экономическая политика, проводимая всеми без исключения администрациями, включая правительство Обамы, не способна изменить сложившееся положение, маргинализирующее миллионы людей.

Снижение бюджетного дефицита не было таким быстрым, как обещал Обама. Он обещал сократить бюджетный дефицит до нынешнего уровня в короткий срок, однако уже при нем проект бюджета на 2010 год предполагал рекордный дефицит бюджетных средств в 1,75 трлн долларов (12,3% ВВП) — исторический рекорд для США в мирное время. А новый президент, вероятно, столкнется с проблемой увеличения дефицита бюджета, несмотря на экономический рост.

Реформа здравоохранения не стала такой масштабной, как планировалось и ожидалось. Система медстрахования привлекает в первую очередь бедных и больных, которые выкачивают деньги из бюджета, и не привлекает молодых и здоровых, которые могли бы стать внебюджетным источником средств. При этом 24 млн американцев остаются без медстраховки.

Из-за того что страховые компании уходят из программы, сокращается конкуренция, которая была одной из главных «фишек» плана Обамы. В результате каждый пятый участник программы должен покупать страховку без возможности выбора между компаниями.

Высокой остается доля расходов американцев на услуги здравоохранения. Американские домохозяйства тратят в этой сфере примерно 20% своих доходов. При этом реформа здравоохранения внесла раскол в общество, вызвав сопротивление крупнейших страховых компаний и недовольство миллионов «средних» американцев.


Основные макроэкономические показатели США в 2008‒2015 гг.

Показатель

2008

2010

2015

Рост ВВП

-0,3

2,5

2,4

Валовые инвестиции (% ВВП)

20,8

18,4

20,2

Валовые накопления (% ВВП)

15,4

15,1

18,7

Импорт товаров и услуг

-2,6

12,7

4,9

Экспорт товаров и услуг

5,7

11,9

1,1

Безработица (% рабочей силы)

5,8

9,6

5,3

Число занятых (млн человек)

145,4

139,1

148,8

Доходы бюджета (трлн долл.)

4,511

4,351

5,734

Расходы бюджета (трлн долл.)

5,494

5,986

6,401

Государственный долг (трлн долл.)

10,722

14,176

18,993

Государственный долг (% ВВП)

72,8

94,7

105,8

 Источник: IMF. World Economic Outlook Database. April 2016. – imf.org/