По версии Генштаба (основного разработчика проекта), реформа должна была состояться не раньше, чем через 10 лет. Но и после этого российская армия не стала бы полностью контрактной. Однако правительство не согласилось со столь долгоиграющими планами.

По инициативе министра обороны Сергея Иванова, срок подготовки федеральной целевой программы перехода на контрактную основу комплектования армии перенесен с 1 ноября 2003 года на 1 июня этого же года. Это сделано для того, чтобы при подготовке бюджета-2004 можно было предусмотреть финансовые средства для перевода на контракт еще нескольких частей и соединений постоянной готовности сухопутных, воздушно-десантных войск и морской пехоты.

Теперь Минобороны обещает создать ядро профессиональной армии за четыре года. Переход Вооруженных сил на контрактную основу - "сложный процесс", который "очень чувствителен для нашего общества", и, тем не менее, нам необходимо его совершить, - заявил, открывая заседание правительства, премьер-министр Михаил Касьянов. Чиновники Минэкономразвития и Минобороны начнут с 1 декабря объезд частей, чтобы установить их потребности в деньгах для перехода на контрактную основу. Сергей Иванов собирается создать ядро профессиональной армии до 2007 года К этому времени на контрактную основу будут переведены 92 части морской пехоты, ВДВ и Сухопутных войск с общей численностью личного состава 166 тыс. человек, в том числе 126 тыс. солдат и сержантов. Они составят 10 дивизий, семь бригад и 13 полков постоянной готовности. Впервые в ходе российской военной реформе намечены меры по ее реальному осуществлению.

С точки зрения Минобороны, военная реформа должна состоять из трех направлений. Первое - поэтапный переход к службе "преимущественно по контракту". Для этого предлагается принять федеральную целевую программу, где помимо финансовых затрат необходима и законодательная поддержка. Полная отмена призыва не предусматривается. По итогам эксперимента в 76-й воздушно-десантной дивизии будут определены оптимальные формы контрактной службы. Части постоянной готовности, плавсостав и подразделения, несущие боевое дежурство, на 50-60% должны быть укомплектованы контрактниками. Продолжительность срочной службы должна сократиться с 2 до 1,5 лет. К окончанию реформирования военные согласны сократить срок службы и вовсе до 0,5 - 1 года, в зависимости от рода войск (причем эта служба будет проходить в учебных подразделениях). Количество военных сборов в первые годы после прохождения службы возрастет, зато резервисты будут заниматься исключительно боевой подготовкой. По словам Сергея Иванова, сокращение сроков срочн ой службы в армии, возможно будет только после создания этого ядра, т. е. после 2007 года.

Второе направление - это образование и воспитание в духе патриотизма. Сергей Иванов пообещал пересмотреть формы военного образования. Для этого он просит "рассмотреть возможность использования 57-го телеканала" (дециметрового) для "развития информационно-рекламного сопровождения военного строительства".

Третий этап реформы - унификация технической базы и госзаказ. Сегодня разные ведомства силового блока заказывают системы оружия общего назначения по совершенно разным ценам, и без единой программы вооружения избавиться от лишних трат невозможно.

СПС - основной, на сегодняшний момент, оппонент Минобороны - предложил ввести в план переход на шестимесячный призыв срочников уже сейчас, но пока этот вопрос остается открытым. Министр Иванов считает, что "пока мы не увидим, что контрактная система работает, решение о том, сколько будут служить призывники, не будет принято". "Мы же не можем действовать по принципу "ни мира, ни войны, а армию распустить", - пояснил глава военного ведомства. Он не исключил, что срок службы по призыву может сократиться, но дал понять, что предложение Бориса Немцова о шестимесячной срочной службе пока неприемлемо.

Есть основания полагать, что многие стоящие на повестке дня преобразования (как военная реформа, так и планы реформирования ЖКХ, электроэнергетики, муниципальная реформа Козака) будут отнесены преимущественно на второй срок путинского президентства. Однако тот факт, что военным не удалось монополизировать реформирование армии, дает шанс на то, что реформа хотя и растянется по времени, но не станет имитацией.

Новый поворот в деле планирования военной реформы отличается двумя основными особенностями. Во-первых, ее центр перемещается из такой жесткой корпоративной структуры как Генштаб в Минобороны, возглавляемое политическим назначенцем Путина. Во вторых, военное ведомство утратило монополию на реформирование армии: теперь реформа будет проводиться под контролем правительства. А это и Минэкономразвития, и активно выступающий против планов масштабного жилищного строительства "в рамках военной реформы" Минфин. Однако, несмотря на имеющийся качественный сдвиг, судьба реформы еще не решена: и из-за продолжающего сопротивления военной корпорации, и вследствие противоречивых политических и электоральных факторов, которые заставляют отнести ее реализацию на второй срок путинского президентства, а то и на еще более отдаленную перспективу.