Когда 12 ноября я рассказал по «Эху Москвы» о гонорарах писателей-приватизаторов, Чубайс заявил, что этот скандал устроен нарочно накануне принятия бюджета — чтобы сорвать.

Многим (и мне) эта отговорка показалась дикой. Бюджет был настолько плох, что никакие внешние события не могли ему повредить. И действительно ничего не случилось, бюджет прошел сквозь продажных депутатов, как нож масло.

А 17 февраля Ельцин в своем послании назвал бюджет нереальным, то есть липовым. Президент сорвал бюджет прямо накануне последнего чтения. Но Чубайс не пикнул, президента за диверсию ругать не стал, а ведь Ельцин поступил по отношению к автору бюджета в миллион раз хуже, чем я. Цена книжки — 500 000 долларов, цена бюджета — 100 000 000 000 долларов.

Ельцин, назвав бюджет липовым, вступил в борьбу с тем, что на советском языке называлось приписками (партия и правительство безуспешно с ними боролись — вот вам и преемственность).

Может, кто еще помнит. как год назад именно Чубайс бился за правду, называл бюджет дутым, а свой секвестр гордо именовал секвестром вранья. Кое-кого даже уволили за липовый бюджет-97. И вот — снова туда же.

Липа-98 — это личная липа Чубайса. Ни на кого не свалишь — он и министр финансов (был, когда бюджет писался), и первый вице-премьер по экономике.

Именно ради липы-98 Ельцин ездил в Думу. Впервые в жизни! Вот как ему казалось важно принять бюджет. И он говорил депутатам, что весь мир якобы с замиранием сердца ждет, примут они бюджет или нет. Мол, вся мировая экономика следит за голосованием, чтобы, если да, кинуться к нам с инвестициями, а если нет — навечно похерить братство капиталистических народов.

Бюджет Ельцину сшили известные портняжки. Смотрите, Ваше Величество, какой покрой, какой фасон, какой материальчик! А ежели кто сомневается, тот или дурак, или не соответствует должности. Его Величество поверил и поехал красоваться в Думу. Явлинского не услышали, других «младенцев» не нашлось…

Но спустя два месяца какой-то мальчик, видно, ухитрился подобраться к королю достаточно близко, чтобы знаменитый возглас «А король-то голый!» был услышан.

И вот Ельцин назвал бюджет нереальным. Вслед за ним и Черномырдин заявил, что отечественные финансы ему «напоминают виртуальную реальность» (врайтеры премьера не понимают, что такое выражение вызывает вопрос: «Давно ли вы оттуда?»).

Депутаты же…

Правительственная партия «Наш дои — Россия» проголосовала против правительственного бюджета. А коммунисты дали почти втрое больше голосов «за», чем в предыдущем чтении (какой ценой достигается чудо, когда десятки принципиальных людей за месяц изменяют свои взгляды на 180 градусов?). Ну а ЛДПР по команде Жириновского единогласно воздержалась. Мол, прежде чем голосовать «за» или «против», Жириновскому надо лично побеседовать с Черномырдиным.

Ни один министр не приехал в Думу защищать бюджет. И стало ясно, что бюджет, за который все так сражались, правительству вообще не нужен.

Бюджет — это же план. Примешь — придется выполнять, а потом отвечать за провал. а провал неизбежен. Так на черта же этот бюджет нужен?

Источник: Александр Минкин. Древо власти — это липа. «Новая газета», 2-8 марта 1998 года