Газета опубликовала интервью Григория Явлинского, в котором говорится:
Вопрос: На выборах верные Кремлю партии получили абсолютное большинство. Что это означает для вашей страны?
Ответ: У нас теперь нет независимого парламента. Впервые со времен распада Советского Союза мы снова имеем однопартийный парламент. Больше нет независимых СМИ, которые бы имели хоть сколько-нибудь значимое влияние. Нет общественного контроля за спецслужбами и правоохранительными органами, нет независимого правосудия. Власти оказывают большое влияние на выборы. Все элементы общества сосредоточены в одних руках, что напоминает 1930-е годы. Это полусоветская система.
Вопрос: Как будет меняться внутренняя и внешняя политика страны?
Ответ: Это абсолютно непредсказуемо.
Вопрос: На президентских выборах 1996 года вы выступали против Ельцина, в 2000 году — против Путина. Почему вы не хотите выставлять свою кандидатуру в марте?
Ответ: Это не настоящие выборы. Чтобы выборы можно было назвать подлинными, нужны три вещи: независимые суды, контролирующие правомерность действий, независимые СМИ и независимые источники финансирования партий. Однако именно этого и нет. Суды, СМИ и финансы зависят от Кремля. Выборы — это как футбольный матч, о результате которого договорились заранее. Для нас это неприемлемо.
Вопрос: Что вы скажете своим избирателям, если они спросят, за кого им голосовать?
Ответ: Моя партия решит это лишь в феврале. У нас очень умные избиратели. Тот факт, что мы не принимаем участия в выборах и говорим, что они не правомерны, говорит сам за себя.
Вопрос: Уже были предложения бойкотировать выборы. Что вы думаете по этому поводу?
Ответ: Это зависит от ситуации. Когда в 1996 году во второй тур вышли Ельцин и Зюганов, мы рекомендовали голосовать против всех. Пока же мы решили, что не поддерживаем Путина.
Вопрос: Почему партия «Яблоко» не прошла 5-процентный барьер?
Ответ: Люди в России разочарованы тем, как продвигаются реформы. Мы не смогли объяснить им, что возможны другие реформы, что может существовать подлинная демократия, настоящая рыночная экономика, честная система. Очень тяжело объяснить людям, что то, что сейчас есть в России, — это не настоящая демократия. В этой стране никогда не было демократии.
Вопрос: Вы сейчас не сожалеете, что отклонили заключение союза с другой либеральной партией — СПС?
Ответ: Нет, решение было абсолютно правильным. Члены СПС поддержали разгон телекомпании НТВ. Они поддерживали войну в Чечне. На последних выборах они поддержали Путина. Некоторые были ответственны за криминальную приватизацию. Союз с ними был бы для моих избирателей неприемлемым.
Вопрос: Каким образом вне Думы «Яблоко» как политическая партия сможет дожить до следующих выборов?
Ответ: Это будет очень, очень сложно. Мы будем принимать участие в выборах в регионах. Мы должны учиться на своих ошибках. Мы пойдем на более широкие коалиции.
Вопрос: Но с кем?
Ответ: С гражданскими организациями, правозащитниками, с неправительственными организациями.
Вопрос: Каково в этот момент ваше отношение к президенту Путину?
Ответ: До сих пор мы были в оппозиции к внутренней и экономической политике Путина. В то же время мы поддерживали центральные элементы его внешней политики. Но нужно подождать, что произойдет после выборов. Мы не согласны с ним по многим принципиальным вопросам: для Путина государство стоит превыше всего, а человек стоит лишь на втором, третьем или десятом месте».