Пока пресс-секретарь Путина спорил с главой Счетной палаты о росте бедности в России, сам президент объяснял, почему глава госкорпорации в нашей стране должен зарабатывать в 400 раз больше врача скорой помощи. Курс доллара тем временем устремился к 75 рублям (вероятно, в рамках подготовки к празднованию 75-летия Победы), нефть торговалась в районе 34 долларов за баррель, число заболевших коронавирусом в мире приближается к 150 тысячам, а индексы нью-йоркской и лондонской бирж показали рекордное с 1987 года падение. Коротко о том, кто и что стоит за всем этим:

1. Экономический кризис, в который погружается наша страна вместе со всем миром, не новость. Это ожидаемое развитие событий, обусловленное фундаментальными причинами (см. «Повторение пройденного. Предчувствие кризиса», январь 2019; «Рецессия капитализма. Скрытые причины», 2014; «Realeconomik. The Hidden Cause of the Great Recession», 2011). Ситуация в нашей стране осложняется политическим курсом, который уже много лет ведет Россию в тупик (см. «Путь которого нет», октябрь 2015). Осуществляемый в эти дни конституционный переворот — это закрепление в Основном законе страны тупикового политического курса и номинально-юридическое оформление корпоративного неправового государства. Можно с полной уверенностью утверждать: в неправовом государстве с нелегитимной конституцией ( см. «Путинские поправки и “обнуление” — вне закона», март 2020) при отсутствии всякой разумной политической конкуренции реального роста экономики не будет и быть не может. Своими поправками и «обнулениями», дальнейшим лишением независимости судебной власти, изоляцией страны от международного права Путин лишает Россию экономической перспективы. Так что надо быть готовыми к тому, что рубль будет обесцениваться. Возможно, не такими быстрыми темпами, как в последние недели, поскольку Центробанк использует золотовалютные резервы для искусственного поддержания курса национальной российской валюты. Однако при слабой экономике дальнейшее сползание страны в бедность — из-за роста цен и падения доходов значительной части населения — неизбежно.

2. Нефть. Сегодня в мире есть ряд структурных и функциональных проблем в нефтяной отрасли, которые диктуют тренд на снижение цен:

3. Мировой финансово-экономический кризис, серьезные институциональные и структурные проблемы российской экономики, как и предпосылки к устойчивому снижению нефтяных цен, зрели давно, но руководство страны практически ничего не предпринимало. Правительство России на протяжении как минимум последних тринадцати лет показывало свою неспособность понимать и решать проблемы, отвечать на запросы как общества, так и бизнеса.

4. Об опасности возможной пандемии также было хорошо известно (см. Global air travel increased 8 fold in 4 decades – and it’s an accelerating trend, 2016; Larry Brilliant: My wish: Help me stop pandemics; ‘Unprecedented’ 65 million people displaced by war and persecution in 2015). Специалисты писали и говорили, что в случае возникновения пандемии мир к ней не будет готов: прогнозировали 1 млрд зараженных и 165 млн смертей. Единственное, чего не знали, — это откуда придет пандемия и с каким вирусом будет связана. Но, несмотря на оценки ученых и страшные прогнозы, никто ничего не делал на этот случай.

5. И вот в Китае появился коронавирус, что стало толчком для активации этих потенциально созревших процессов, спусковым крючком. И все покатилось… Особенность этого экономического кризиса — в его глобальном масштабе, а также в том, что политический фактор не только стал причиной кризиса, но и будет определять его дальнейшее развитие. The Economist отмечает: «В 2008 году во время последнего потрясения на глобальных рынках правительства сотрудничали друг с другом для восстановления спокойствия. На этот раз они скорее собираются сваливать друг на друга вину за случившееся». И это только одна составляющая проблемы, суть которой в том, что кризис будет развиваться в атмосфере всеобщей неуверенности, недоверия и страха, в мире, где разрушаются политические институты и все более востребованной становится политика возврата к прошлому («again policy») (см. «Потеря будущего», ноябрь 2017).

6. Зачем Россия ускорила обвал нефтяных цен и кому это на руку? Безусловно, низкие цены на нефть очень выгодны Трампу. Ему нужен дешевый бензин и рост экономики к ноябрьским президентским выборам. Пандемия коронавируса тормозит американскую экономику, а дешевая нефть ускоряет. Возможно, правы те, кто полагает, что Трамп попросил Путина посодействовать ему в снижении цен на нефть. Разговоры же о том, что Путин якобы объявил войну американским сланцевикам, — пропагандистское прикрытие. Конечно, низкие цены на нефть не выгодны сланцевикам. Но дело в том, что сланцевую добычу можно легко остановить и легко возобновить, то есть после победы Трампа в ноябре 2020-го сланцевики вернутся и все отыграют с помощью вновь избранного президента и сниженных налогов. А пока они получат неплохую страховую премию, так как почти все производители в отрасли застрахованы от резкого падения цен. Трамп уже отдал распоряжение о закупке нефти по низким ценам и заполнении резервных хранилищ «под завязку» для формирования стратегического запаса. «Учитывая нынешние цены на нефть, я поручил министру энергетики купить по очень выгодной цене большие объемы сырой нефти. Она будет храниться в США и станет стратегическим запасом», — сообщил он. Трамп пояснил, что такой шаг будет полезен всей сфере энергетики США, поможет обеспечить энергетическую независимость страны, а также «позволит сэкономить миллиарды долларов налогоплательщиков». Что касается ситуации в России, то кремлевской олигархии на налогоплательщиков наплевать: народ все стерпит. Для гонки вооружений у них резервы есть: российский бюджет, по словам Силуанова, балансируется при цене на нефть в 42 долларов за баррель. Плюс, говорят, у России накоплены большие финансовые запасы — более 0,5 трлн долларов золотовалютных резервов и более 7 трлн рублей в финансовом резерве правительства. В случае слишком большого недовольства населения и проблем у бизнеса за счет резерва можно какое-то время подпитывать рубль и сдерживать цены.

7. Саудовцам тоже есть за что благодарить Трампа. Ведь президент США замял на мировом уровне жестокое убийство в саудовском консульстве в Стамбуле журналиста The Washington Post Джамаля Хашогги, открыто критиковавшего в своих статьях наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Салмана. В знак благодарности Трампу саудовские шейхи вполне могли под предстоящие президентские выборы помочь ему с ценой на нефть и разыграть спектакль с Россией.


Что теперь будет в России? К сожалению, при такой политике у нас будет падать производство, расти бедность, население продолжит сокращаться. Курс рубля может снижаться дальше или искусственно повышаться — и то, и другое говорит лишь о слабости российской экономики. В международных делах будет попытка провести «новую Ялту» и после победы Трампа разделить мир на сферы влияния (Путину нужен Трамп прежде всего для ощущения собственного величия). Будут политические авантюры. Продолжится строительство в России корпоративно-мафиозного государства во главе с «обнулившимся» президентом. Беззаконие и репрессии со стороны власти будут и дальше тормозить отечественный бизнес. Переписанная с нарушением законодательства Российской Федерации Конституция сделает окончательно нелегитимными как власть — в первую очередь президента, — так и само государство (см. «Путинские поправки и «обнуление» — вне закона», март 2020). Формула растущей экономики: свобода и закон. Отсутствие этих условий и сознательный отказ от них ведут к экономической и политической деградации России. Мировой финансовый кризис и пандемия коронавируса ускорят и усилят эти процессы и могут существенно осложнить ситуацию уже в ближайшее время.

Что делать сейчас? Необходимо использовать «всенародное голосование», затеянное Путиным, для того чтобы решительно и недвусмысленно показать, что граждане страны отказывают ему в поддержке изменения Конституции и «обнуления президентских сроков». Это был бы очень важный шаг в преодолении надвигающегося кризиса, в том числе и экономического спада. В какой форме это сделать, лучше обсудить ближе к 22 апреля, но разъяснять людям, что поправки Путина — это путь к росту бедности и нестабильности, необходимо уже сейчас (см. Несменяемость Путина — узурпация власти. Заявление Общественного конституционного совета, март 2020).