Шаламов Варлам Тихонович

(1.7.1907, Вологда - 18.1.1982, Москва, похоронен на Троекуровском кладбище) - поэт, прозаик

Посмертные публикации Шаламова в годы "перестройки" и последующую эпоху не только ввели его имя в русскую литературу, но и показали подлинно классический масштаб его творчества. - на первую страницу как представление биографии


Отец священствовал в Америке и России. Мать - учительница. Шаламов был пятым ребенком в семье. Окончив в 1923 школу второй ступени, Шаламов переехал в Москву и работал на кожевенном заводе в Кунцево. В 1926 поступил на факультет советского права в Московский университет. Активно участвовал борьбе политиков в 1927, 1928, 1929. Активно интересуется литературой.

В 1929 арестован в первый раз за участие в работе подпольной типографии. Получил три года концлагеря с последующей ссылкой на Северный Урал, за распространение ленинского "Письма съезду".

Вернувшись в Москву в 1932, работал журналистом, начал писать стихи и прозу. Одна из первых крупных публикаций - рассказ "Три смерти доктора Аустино" - в журнале "Октябрь" (1936). В январе 1937 снова был арестован и приговорен к пяти годам колымских лагерей. В 1943 получил еще десять лет Колымы за антисоветскую агитацию. В 1951 был освобожден, но выехать с Колымы не мог, работал фельдшером.

В 1953 живет в Тверской (тогда Калининской) области, работая на торфоразработках агентом по снабжению. В 1956 вернулся в Москву после реабилитации. Возобновил литературную работу.

В журнале "Москва" писал статьи о культуре, науке, искусстве. В 1961 вышел первый поэтический сборник Шаламова "Огниво", затем сборники "Шелест листьев" (1964), "Дорога и судьба" (1967), "Московские облака" (1972), их основное содержание - философские размышления о жизни и смерти, свободе и рабстве, судьбе и человеческой воле.

Писатель создавал свои "Колымские рассказы" с 1954 по 1973. Отдельным изданием они вышли в Лондоне в 1978. Сам писатель делил свои рассказы на шесть книг: "Колымские рассказы", "Левый берег", "Артист лопаты", "Очерки преступного мира", "Воскрешение лиственницы" и "Перчатка, или КР-2".

Основная концепция "лагерной прозы" Шаламова сформулирована в статье "О прозе", опубликованной в журнале "Новый мир" № 6 (1988): лагерь - абсолютное зло. Это мир, где смерть перестала быть событием. Лагерный опыт неприменим нигде, кроме лагеря.

Этот взгляд отрицает концепцию лагеря А. Солженицына. Автор "Архипелага ГУЛАГа" полагает, что прошедшие лагеря - это люди, получившие особое, высокое причастие. Лагерь, изображенный в повести "Один день Ивана Денисовича", Шаламов называл санаторием.

С 1953 и до 1979, когда Шаламов переехал жить в Дом инвалидов и престарелых, он вел рабочие тетради, разбор и публикация которых продолжается до сих пор.

В 1982 писатель насильно отправлен в интернат для психохроников, где вскоре простудился и умер.

Посмертные публикации Шаламова в годы "перестройки" и последующую эпоху не только ввели его имя в русскую литературу, но и показали подлинно классический масштаб его творчества.