Из всех исторических параллелей, озвученных в эти дни, наиболее верным представляется сопоставление дат 11 сентября 2001 года и 1 августа 1914 года. В 14-м году ХХ века не просто началась война, не виданная в прежних столетиях. Это был год гибели политического "Титаника" - европейской цивилизации, наследницы века Просвещения, буржуазных революций и первой волны научно-технического прогресса.

Потрясенный мир убедился, какой тонкой и уязвимой оказалась пленка, отделявшая цивилизацию от хаоса смерти, насилия, ненависти.

11 сентября 2001 года открыло новый политический век катастрофой, сопоставимой с 1 августа 1914 года прежде всего демонстрацией той же уязвимости современной, технически неизмеримо более совершенной цивилизации. Мир увидел страшное лицо новой войны, войны с анонимным противником, растворенным везде и нигде, от которого свое мирное население не могут защитить даже самые мощные в истории человечества вооруженные силы.

Эта общечеловеческая катастрофа снова показала нам, перефразируя слова великого поэта, какой "под нами хаос шевелится". Как долго будет длиться новый век войн и катастроф? Это зависит от нас - американцев, русских, европейцев, арабов, чеченцев. Мы все должны понять, что "никто не остров в этом мире" и все мы плывем в утлой лодке мировой цивилизации, окруженной пылающим хаосом, порожденным демонами зла, рвущимися из нашего подсознания.

Русские люди, несущие цветы и горящие свечи к американским посольству и консульствам, - знак прорыва России от выпекаемых, как блины, доктрин ненависти к простым человеческим истинам. Но я не видел там ни одного политика.

Политики питаются ненавистью, как мертвечиной. И вот уже обывателю услужливо предлагается формула: "Американцев жалко, а Америку - нет". Она терапевтически хороша тем, что позволяет испытывать подленькое чувство злорадства без неприятного дискомфорта стыда. Рудиментарный стыд анестезирован лицемерной политической корректностью первой части формулировки, а злобные инстинкты общественно санкционированы и уже получили статус некоей гражданской патриотической антиглобалистской позиции. Еще российским политикам ужасно нравится сегодня покровительственно поучать США. Вальяжно расположившись перед камерами отечественных каналов, а кто побойчее и перед ВВС и CNN, они справедливо и значительно рассуждают о необходимости сдержанной реакции, о недопустимости массированных бомбардировок, которые могут повлечь гибель мирных жителей, появление беженцев, страдание людей, что в первую очередь вызовет только ненависть к Америке и появление новых боевиков - камикадзе.

Где же были все эти сегодня неожиданно объявившиеся общечеловеческие гуманисты и мудрые стратеги всего лишь два года назад, когда, повинуясь высочайшему "мочить в сортире", они благословили превращение Грозного в Дрезден, массированные артобстрелы и зачистки, исчезновение людей и выкуп их трупов за деньги и обеспечили ненависть чеченцев к России на поколения вперед?

А там же, где сегодня - когда, переместившись в соседнюю студию, отвечая на другой вопрос, те же самые люди с торжествующим блеском в глазах и потирая руки восклицают, что уж теперь-то никакой Запад не посмеет их упрекнуть за политику в Чечне, и уж теперь-то Россия получит в Чечне наконец-то абсолютную carte blanche, и что это будет минимальной ценой, которую будет вынужден заплатить Запад за наше сотрудничество в борьбе с международным терроризмом.

Запад, конечно, не посмеет. Он уже давно ничего не смеет. Но что же еще собираются сделать эти добрые люди - российские политики? В каждую из чеченских войн от наших бомбардировок и артобстрелов погибли, по любым оценкам, больше людей, чем 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне.

Чеченцы, погибавшие под развалинами разрушенных нами домов в Грозном, были из той же крови и плоти, что их братья и сестры в Москве, в Вашингтоне, в Нью-Йорке. Мы когда-нибудь почтили вставанием или минутой молчания память этих десятков тысяч наших сограждан, прошедших по графе "Сопутствующий ущерб" ? Для российских политиков и российских обывателей чеченский человеческий материал обладает еще меньшей ценностью, чем американский. Тут не надо даже лицемерить. Тут подойдет другая формула, попроще: Чечню как субъект Российской Федерации, конечно, жалко потерять, а чеченцев - нет.

Град с такими пастырями и с такой паствой - это град, обреченный на хаос в себе.


Источник: Андрей Пионтковский. "Американцев жалко, а Америку - нет" ? "Новая газета", 17 сентября 2001 года